.RU

4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания


^ 4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания
Слово и организованная «чувственная информа­ция» (направленная демонстрация реальных явлений или их образ­ных отображений) составляют основу общепедаго­гических методов обучения и воспитания. Они широко использу­ются и в процессе физического воспитания как в традиционных общепедагогических, так и в особых формах.
^ 4.1. Методы использования слова
Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе физического воспитания связаны с использо­ванием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают ре­зультаты, направляют поведение воспитуемых. Слово играет необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморе­гуляции действий воспитуемыми. В зависимости от этих много­образных функций слова пользуются теми или иными методами его применения.

Общепедагогические методы приобретают в физическом воспитании, как правило, более лаконичную форму, чему в нема­лой степени способствует специальная гимнастическая и спортив­ная терминология. Непосредственно в процесс занятий физически­ми упражнениями включаются преимущественно те словесные ме­тоды, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность занятий и органически связывать слово с движением. К ним отно­сятся, в частности:

Инструктирование—точное, емкое словесное объясне­ние задания, техники изучаемых действий или тренировочных уп­ражнений, правил их выполнения и т. д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах физического воспи­тания.

^ Сопроводительные пояснения—лаконичные коммен­тарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию нагляд­ных пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу вы­полнения упражнений занимающимися с целью направить и углу­бить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.

^ Указания и команды—специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелитель­ным наклонением. Они принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью занимающихся. Указания используются и с целью предварительного инструктирования, по­становки и уточнения заданий.

^ Словесные оценки—общепринятые или специальные ка­тегории речевого одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным назначением— быть мерой достигнутых успехов—они могут играть и роль одного из способов текущей коррекции действий: оценивая действия за­нимающихся по ходу выполнения заданий, преподаватель тем са­мым сообщает, согласуются ли они с намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.

^ Словесные отчеты и взаиморазъяснения—уст­ная информация, которую дают занимающиеся по требованию пре­подавателя или по собственной инициативе, стараясь по возмож­ности точно и кратко сформулировать свои представления о полученном задании либо о выполненном упражнении. Для пре­подавателя это один из основных источников информации об эф­фективности педагогического процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ организации и углубле­ния восприятии, представлений и понятий, складывающихся в про­цессе физического воспитания, а также как один из способов са­мооценки и самоконтроля.

«Самопроговаривание», самоприказы и другие ос­нованные на внутренней речи методы самообучения и самовоспита­ния. Метод «самопроговаривания» часто заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих двигатель­ных действий либо отдельных сторон их. Так, готовясь выполнить комбинацию гимнастических или игровых упражнений, преднаме­ренно воссоздают эту комбинацию несколько раз в мыслях, назы­вая ее элементы и выражая словами характер усилий. Благодаря органической связи слова и мышечно-двигательных ощущений и представлений внутренняя речь не только воспроизводит идеаль­ную картину предстоящих действий, но и может воссоздать в той или иной мере кинестетиче­ский образ движений (идеомоторные явления).

Методы использования слова в целях самообучения и самовос­питания не исчерпываются указанными. К ним можно отнести раз­личные формы самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.
^ 4.2. Методы обеспечения наглядности
«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на свидетельства всех органов чувств, благода­ря которым достигается контакт с действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широ­ком смысле, применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения и т. д. Эти методы можно условно подразделить по преимущественному назначению на следующие группы и подгруппы.

^ Методы натуральной и опосредствованной де­монстрации. К ним относится прежде всего методически орга­низованный показ самих упражнений. Для формирования предварительных представлений о двигательных действиях, прави­лах и условиях их выполнения, равно как для уточнения и углуб­ления представлений, полученных путем непосредственных воспри­ятии, широко пользуются вспомогательными средствами демонст­рации. Методы такой опосредствованной демонстрации становятся все более разнообразными по мере совершенствования аппаратурно-технической базы физического воспитания. Они дета­лизируются применительно к следующим видам опосредствованной демонстрации:

^ Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий, контурограмм и т. п., где воссоздаются отдель­ные фазы двигательных действий, те или иные характеристики дви­жений и условия их выполнения.

^ Предметно-модельная и макетная демонстра­ция—демонстрация, например, элементов техники физических уп­ражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или ме­таллических моделей системы «тело гимнаста—снаряд»; демон­страция тактических комбинаций и ситуаций, возникающих при вы­полнении физических упражнений, на макете игровой площадки, слаломной трассы и т. д.

^ Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит в воз­можности воссоздавать движения в динамике, в том числе в замед­ленном темпе, и вместе с тем выделять для анали­за отдельные фазы.

^ Избирательно-сенсорная демонстрация. Вос­создание отдельных параметров движений (временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры.

^ Методы направленного «прочувствования» движений. Хорошо известно, что чрезвычайно важную роль в управ­лении движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата (мышечно-двигательный, или кинестетический, анализа­тор). Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков.

^ Методы ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных или символических ориентиров, которые указы­вают направление, амплитуду и форму траектории движений, точ­ку приложения усилий. Тем самым они делают более предметными внешние проявления усилий.

^ Методы лидирования и текущего сенсорного программирования. Смысл ее в том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор, который бы стимулировал и направлял выполняющего упражнение, облегчая ему решение дви­гательной задачи в том или ином отношении.

^ Методы «срочной информации». Идея срочной инфор­мации предусматривает экстренное получе­ние выполняющим физические упражнения объективных сведений о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров.
^ двигательные умения и навыки
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

4-prava-shtaba-polozhenie-o-shtabe-grazhdanskoj-oboroni-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-goroda-moskvi.html
4-pravila-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-a-h-gilemyanov-glavnij-buhgalter.html
4-pravoslavie-istochnik-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-i-sovershenstvovaniya-obshestvennih-otnoshenij-v-rossii.html
4-pravovoe-regulirovanie-hozyajstvennoj-deyatelnosti-dlya-kategorij-povisheniya-kvalifikacii-specialisti-revizionnih.html
4-predlozheniya-po-pervoocherednoj-razrabotke-dokumentacii-territorialnogo-planirovaniya.html
4-predstavlenie-o-religii-lekciya-religioznoe-obosnovanie-kulturi-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vederko-arhimeda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sistemi-podachi-szhatogo-vozduha-dlya-organizacii-respiratornoj-zashiti-na-proizvodstve-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trihofitiya-infiltrativnonagnoitelnaya-o-l-ivanov-kozhnie-i-venericheskie-bolezni.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-uchebnih-zanyatij-po-biohimii-polosti-rta-na-ii-semestr-20092010-uchebnogo-goda-po-specialnosti-stomatologiya-2-kurs.html
  • studies.bystrickaya.ru/d-v-rishenko-videlyaet-tri-oblasti-trebuyushie-postoyannogo-kontrolya-so-storoni-predpriyatiya-obshee-sostoyanie-rinka-nomenklatura-tovara-kolichestvo-proizvoditelej-i-prodavcov-ceni-i-obemi-sdelok-po-gruppam-tovarov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080507-menedzhment-organizacii-moskva-2009.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-6uchastniki-arbitrazhnogo-processa-zadachi-i-funkcii-arbitrazhnih-sudov-8-tema-2-8-ponyatie-arbitrazhnogo-processa.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-2--uprazhneniya-na-razvitie-operacij-mishleniya-referat-oglavlenie.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozheniya-krivushin-iv-sokrat-sholastik-i-ego-cerkovnaya-socratis-scholastici.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-organizacii.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yu-v-pilnev-voronezhskaya-gubernskaya-1-ya-muzhskaya-gimnaziya-stranica-3.html
  • exam.bystrickaya.ru/vipusk-cennih-bumag-kommercheskim-bankom-chast-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vii-kolesnica-avtori-idei-n-krajner-gala-rubinshtejn-maks-fraj-koordinator-orakul-sostavitel.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-proizvodstvo-izdelij-pressovaniem-a-a-akimov-hudozhestvennij-redaktor.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-i-metodicheskie-ukazaniya-po-discipline-mirovaya-ekonomika-dlya-slushatelej-zaochnogo-otdeleniya-i-eksternaturi-obsuzhdena-i-rekomendovana.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4215-rabota-s-vrednimi-i-ili-opasnimi-i-inimi-informacionnij-byulleten-334-tvoe-pravo-uchitel-tyumen-sentyabr-2010-goda.html
  • klass.bystrickaya.ru/411-obrasheniya-v-memorial-s-prosboj-obespechit-bezopasnost-nezakonnoe-zaderzhanie-i-pitki-magomeda-ausheva.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-24-illyuminati-drevnij-tainstvennij-orden-proslavivshijsya-v-srednie-veka-yarostnoj-borboj-s-oficialnoj-cerkovyu.html
  • literature.bystrickaya.ru/chernie-mini-diri-michio-kaku-parallelnie-miri-sofiya-2-0-0-8-ob-ustrojstve-mirozdaniya-visshih-izmereniyah-i-bulushem-kosmosa.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-24-protokol-osmotra-trupa-2575-karpova-as-regionalnaya-obshestvennaya-organizaciya-sodejstviya-zashite.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kabinet-obzh-i-zdorovesberegayushie-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe.html
  • books.bystrickaya.ru/eksperiment-v-psiholog.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov-instituta-sokrashennih-programm-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/processi-globalizacii-v-ekonomike.html
  • education.bystrickaya.ru/12-programmnaya-realizaciya-algoritma-upravleniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/elektrolitnaya-obrabotka-polosi-chast-5.html
  • bystrickaya.ru/vnutrennij-kontrol.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-sitnikova-igorya-semenovicha.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-pitaniya-obespechenie-bezopasnosti-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-karatuzskaya.html
  • essay.bystrickaya.ru/doris-mortman-true-colors-1994.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pourochnoe-planirovanie-uchebnoj-programmi-obzh-11-klass-programma-po-kursu-osnovi-bezopasnosti-i-zhiznedeyatelnosti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-shulc-d-p-shulc-e-s.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-oformleniyu-i-zashite-magisterskoj-dissertacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kievskaya-rus-i-feodalnaya-razdroblennost.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-koncepciyam-sovremennogo-estestvoznaniya-discipline-dlya-specialnosti-080105-finansi-i-kredit.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.