4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания
.RU

4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания


^ 4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания
Слово и организованная «чувственная информа­ция» (направленная демонстрация реальных явлений или их образ­ных отображений) составляют основу общепедаго­гических методов обучения и воспитания. Они широко использу­ются и в процессе физического воспитания как в традиционных общепедагогических, так и в особых формах.
^ 4.1. Методы использования слова
Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе физического воспитания связаны с использо­ванием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают ре­зультаты, направляют поведение воспитуемых. Слово играет необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморе­гуляции действий воспитуемыми. В зависимости от этих много­образных функций слова пользуются теми или иными методами его применения.

Общепедагогические методы приобретают в физическом воспитании, как правило, более лаконичную форму, чему в нема­лой степени способствует специальная гимнастическая и спортив­ная терминология. Непосредственно в процесс занятий физически­ми упражнениями включаются преимущественно те словесные ме­тоды, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность занятий и органически связывать слово с движением. К ним отно­сятся, в частности:

Инструктирование—точное, емкое словесное объясне­ние задания, техники изучаемых действий или тренировочных уп­ражнений, правил их выполнения и т. д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах физического воспи­тания.

^ Сопроводительные пояснения—лаконичные коммен­тарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию нагляд­ных пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу вы­полнения упражнений занимающимися с целью направить и углу­бить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.

^ Указания и команды—специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелитель­ным наклонением. Они принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью занимающихся. Указания используются и с целью предварительного инструктирования, по­становки и уточнения заданий.

^ Словесные оценки—общепринятые или специальные ка­тегории речевого одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным назначением— быть мерой достигнутых успехов—они могут играть и роль одного из способов текущей коррекции действий: оценивая действия за­нимающихся по ходу выполнения заданий, преподаватель тем са­мым сообщает, согласуются ли они с намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.

^ Словесные отчеты и взаиморазъяснения—уст­ная информация, которую дают занимающиеся по требованию пре­подавателя или по собственной инициативе, стараясь по возмож­ности точно и кратко сформулировать свои представления о полученном задании либо о выполненном упражнении. Для пре­подавателя это один из основных источников информации об эф­фективности педагогического процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ организации и углубле­ния восприятии, представлений и понятий, складывающихся в про­цессе физического воспитания, а также как один из способов са­мооценки и самоконтроля.

«Самопроговаривание», самоприказы и другие ос­нованные на внутренней речи методы самообучения и самовоспита­ния. Метод «самопроговаривания» часто заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих двигатель­ных действий либо отдельных сторон их. Так, готовясь выполнить комбинацию гимнастических или игровых упражнений, преднаме­ренно воссоздают эту комбинацию несколько раз в мыслях, назы­вая ее элементы и выражая словами характер усилий. Благодаря органической связи слова и мышечно-двигательных ощущений и представлений внутренняя речь не только воспроизводит идеаль­ную картину предстоящих действий, но и может воссоздать в той или иной мере кинестетиче­ский образ движений (идеомоторные явления).

Методы использования слова в целях самообучения и самовос­питания не исчерпываются указанными. К ним можно отнести раз­личные формы самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.
^ 4.2. Методы обеспечения наглядности
«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на свидетельства всех органов чувств, благода­ря которым достигается контакт с действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широ­ком смысле, применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения и т. д. Эти методы можно условно подразделить по преимущественному назначению на следующие группы и подгруппы.

^ Методы натуральной и опосредствованной де­монстрации. К ним относится прежде всего методически орга­низованный показ самих упражнений. Для формирования предварительных представлений о двигательных действиях, прави­лах и условиях их выполнения, равно как для уточнения и углуб­ления представлений, полученных путем непосредственных воспри­ятии, широко пользуются вспомогательными средствами демонст­рации. Методы такой опосредствованной демонстрации становятся все более разнообразными по мере совершенствования аппаратурно-технической базы физического воспитания. Они дета­лизируются применительно к следующим видам опосредствованной демонстрации:

^ Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий, контурограмм и т. п., где воссоздаются отдель­ные фазы двигательных действий, те или иные характеристики дви­жений и условия их выполнения.

^ Предметно-модельная и макетная демонстра­ция—демонстрация, например, элементов техники физических уп­ражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или ме­таллических моделей системы «тело гимнаста—снаряд»; демон­страция тактических комбинаций и ситуаций, возникающих при вы­полнении физических упражнений, на макете игровой площадки, слаломной трассы и т. д.

^ Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит в воз­можности воссоздавать движения в динамике, в том числе в замед­ленном темпе, и вместе с тем выделять для анали­за отдельные фазы.

^ Избирательно-сенсорная демонстрация. Вос­создание отдельных параметров движений (временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры.

^ Методы направленного «прочувствования» движений. Хорошо известно, что чрезвычайно важную роль в управ­лении движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата (мышечно-двигательный, или кинестетический, анализа­тор). Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков.

^ Методы ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных или символических ориентиров, которые указы­вают направление, амплитуду и форму траектории движений, точ­ку приложения усилий. Тем самым они делают более предметными внешние проявления усилий.

^ Методы лидирования и текущего сенсорного программирования. Смысл ее в том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор, который бы стимулировал и направлял выполняющего упражнение, облегчая ему решение дви­гательной задачи в том или ином отношении.

^ Методы «срочной информации». Идея срочной инфор­мации предусматривает экстренное получе­ние выполняющим физические упражнения объективных сведений о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров.
^ двигательные умения и навыки
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

4-prava-shtaba-polozhenie-o-shtabe-grazhdanskoj-oboroni-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-goroda-moskvi.html
4-pravila-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-a-h-gilemyanov-glavnij-buhgalter.html
4-pravoslavie-istochnik-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-i-sovershenstvovaniya-obshestvennih-otnoshenij-v-rossii.html
4-pravovoe-regulirovanie-hozyajstvennoj-deyatelnosti-dlya-kategorij-povisheniya-kvalifikacii-specialisti-revizionnih.html
4-predlozheniya-po-pervoocherednoj-razrabotke-dokumentacii-territorialnogo-planirovaniya.html
4-predstavlenie-o-religii-lekciya-religioznoe-obosnovanie-kulturi-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/predstavleniya-o-zdorove-i-boleznyah-v-stranah-drevnego-vostoka.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-finansovom-polozhenii-po-sostoyaniyu-na-31-dekabrya-2010-goda-4-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-za-god-zakonchivshijsya-31-dekabrya-2010-goda-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-shpora-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-socialisticheskoe-dvizhenie-v-nachale-xx-veka-differenciaciya-sredi-yaponskih-socialistov-i-socialisticheskoe.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-25-aukcionnaya-dokumentaciya-polozhenie-o-zakupkah-tovarov-rabot-uslug-dlya-nuzhd-oao-mgkl-mosgorlombard.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-regionalnih-konkursah-2012-goda.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekspluataciya-uute-u-potrebitelya-na-smezhnih-teplovih-setyah-i-na-peremichkah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukladka-grunta-pri-vertikalnoj-planirovke-ploshadki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nikolaj-kurdyumov-umnij-ogorod-v-detalyah.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-9-uchet-materialno-proizvodstvennih-zapasov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-buhgalterskij-uchet.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zemlya-i-veka-troyanovi-drugaya-povest-o-polku-igoreve.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochie-programmi-po-predmetu-matematika.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-akterskoe-masterstvo-ne-bojtes-nikogo-i-nichego-u-vas-vse-poluchitsya-nuzhno-tolko-prilozhit-nemnogo.html
  • studies.bystrickaya.ru/bileti-za-kurs-srednej-shkoli-2003g-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-kabelej-i-pravila-ih-primeneniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prezident-rossii-dmitrij-medvedev-mi-stremimsya-dobitsya-realnogo-progressa-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uralweb-uralwebru-22032011-iz-pfr-v-npf-ushli-162-000-zhitelej-sverdlovskoj-oblasti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-psihologiya-i-pedagogika.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskie-plani-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izobretanie-proektirovanie-razrabotka-i-soprovozhdenie-tom-intellektualnie-sistemi-sistemi-resheniya-problem-albert-aleksandrovich-krasilov-stranica-8.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-referata-2-vvedenie-3-chs-tehnogennogo-haraktera-4-transportnie-avarii-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-himiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-ij-podgotovki-specialnosti-ej-060103-pediatriya.html
  • studies.bystrickaya.ru/formi-beznalichnih-raschetov-v-rossii-plastikovie-kartochki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-osnovi-predprinimatelstva-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-r-05-literatura-russkogo-zarubezhya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upr-387-zamenite-videlennie-chasti-predlozhenij-gerundialnimi-oborotami-upotreblyaya-gde-neobhodimo-sootvetstvuyushie-predlogi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/54-tematicheskij-plan-lekcij-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-biologiya-dlya-specialnosti-060101-lechebnoe-delo.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompyuternaya-arifmetika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ms-na-shinah-slovarya-avtolyubitelya-ot-a-do-ya.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-tretya-irakgejt-sergej-golubickij-velikie-aferi-xx-veka.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-obshee-razvitie-otrasli-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-ii-kvartal-2003-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-anglijskij-yazik-dlya-napravleniya-040200-62-sociologiya-1oblast-primeneniya-i-normativnie-ssilki.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-rabot-i-biblioteki-sosh-3-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • grade.bystrickaya.ru/minimum-trebovanij-dlya-provedeniya-letnej-universiadi-2015-g-noyabr-2008-stranica-7.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-predostavleniya-diskontnih-kart-nashego-firmennogo-magazina-diskontnaya-karta-firmennogo-magazina-detskoj-obuvi-kotofej-obuv-dlya-detej-predostavlyaetsya-po-zhelaniyu-klienta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.