.RU

4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания


^ 4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания
Слово и организованная «чувственная информа­ция» (направленная демонстрация реальных явлений или их образ­ных отображений) составляют основу общепедаго­гических методов обучения и воспитания. Они широко использу­ются и в процессе физического воспитания как в традиционных общепедагогических, так и в особых формах.
^ 4.1. Методы использования слова
Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе физического воспитания связаны с использо­ванием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают ре­зультаты, направляют поведение воспитуемых. Слово играет необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморе­гуляции действий воспитуемыми. В зависимости от этих много­образных функций слова пользуются теми или иными методами его применения.

Общепедагогические методы приобретают в физическом воспитании, как правило, более лаконичную форму, чему в нема­лой степени способствует специальная гимнастическая и спортив­ная терминология. Непосредственно в процесс занятий физически­ми упражнениями включаются преимущественно те словесные ме­тоды, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность занятий и органически связывать слово с движением. К ним отно­сятся, в частности:

Инструктирование—точное, емкое словесное объясне­ние задания, техники изучаемых действий или тренировочных уп­ражнений, правил их выполнения и т. д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах физического воспи­тания.

^ Сопроводительные пояснения—лаконичные коммен­тарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию нагляд­ных пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу вы­полнения упражнений занимающимися с целью направить и углу­бить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.

^ Указания и команды—специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелитель­ным наклонением. Они принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью занимающихся. Указания используются и с целью предварительного инструктирования, по­становки и уточнения заданий.

^ Словесные оценки—общепринятые или специальные ка­тегории речевого одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным назначением— быть мерой достигнутых успехов—они могут играть и роль одного из способов текущей коррекции действий: оценивая действия за­нимающихся по ходу выполнения заданий, преподаватель тем са­мым сообщает, согласуются ли они с намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.

^ Словесные отчеты и взаиморазъяснения—уст­ная информация, которую дают занимающиеся по требованию пре­подавателя или по собственной инициативе, стараясь по возмож­ности точно и кратко сформулировать свои представления о полученном задании либо о выполненном упражнении. Для пре­подавателя это один из основных источников информации об эф­фективности педагогического процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ организации и углубле­ния восприятии, представлений и понятий, складывающихся в про­цессе физического воспитания, а также как один из способов са­мооценки и самоконтроля.

«Самопроговаривание», самоприказы и другие ос­нованные на внутренней речи методы самообучения и самовоспита­ния. Метод «самопроговаривания» часто заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих двигатель­ных действий либо отдельных сторон их. Так, готовясь выполнить комбинацию гимнастических или игровых упражнений, преднаме­ренно воссоздают эту комбинацию несколько раз в мыслях, назы­вая ее элементы и выражая словами характер усилий. Благодаря органической связи слова и мышечно-двигательных ощущений и представлений внутренняя речь не только воспроизводит идеаль­ную картину предстоящих действий, но и может воссоздать в той или иной мере кинестетиче­ский образ движений (идеомоторные явления).

Методы использования слова в целях самообучения и самовос­питания не исчерпываются указанными. К ним можно отнести раз­личные формы самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.
^ 4.2. Методы обеспечения наглядности
«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на свидетельства всех органов чувств, благода­ря которым достигается контакт с действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широ­ком смысле, применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения и т. д. Эти методы можно условно подразделить по преимущественному назначению на следующие группы и подгруппы.

^ Методы натуральной и опосредствованной де­монстрации. К ним относится прежде всего методически орга­низованный показ самих упражнений. Для формирования предварительных представлений о двигательных действиях, прави­лах и условиях их выполнения, равно как для уточнения и углуб­ления представлений, полученных путем непосредственных воспри­ятии, широко пользуются вспомогательными средствами демонст­рации. Методы такой опосредствованной демонстрации становятся все более разнообразными по мере совершенствования аппаратурно-технической базы физического воспитания. Они дета­лизируются применительно к следующим видам опосредствованной демонстрации:

^ Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий, контурограмм и т. п., где воссоздаются отдель­ные фазы двигательных действий, те или иные характеристики дви­жений и условия их выполнения.

^ Предметно-модельная и макетная демонстра­ция—демонстрация, например, элементов техники физических уп­ражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или ме­таллических моделей системы «тело гимнаста—снаряд»; демон­страция тактических комбинаций и ситуаций, возникающих при вы­полнении физических упражнений, на макете игровой площадки, слаломной трассы и т. д.

^ Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит в воз­можности воссоздавать движения в динамике, в том числе в замед­ленном темпе, и вместе с тем выделять для анали­за отдельные фазы.

^ Избирательно-сенсорная демонстрация. Вос­создание отдельных параметров движений (временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры.

^ Методы направленного «прочувствования» движений. Хорошо известно, что чрезвычайно важную роль в управ­лении движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата (мышечно-двигательный, или кинестетический, анализа­тор). Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков.

^ Методы ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных или символических ориентиров, которые указы­вают направление, амплитуду и форму траектории движений, точ­ку приложения усилий. Тем самым они делают более предметными внешние проявления усилий.

^ Методы лидирования и текущего сенсорного программирования. Смысл ее в том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор, который бы стимулировал и направлял выполняющего упражнение, облегчая ему решение дви­гательной задачи в том или ином отношении.

^ Методы «срочной информации». Идея срочной инфор­мации предусматривает экстренное получе­ние выполняющим физические упражнения объективных сведений о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров.
^ двигательные умения и навыки
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

4-prava-shtaba-polozhenie-o-shtabe-grazhdanskoj-oboroni-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-goroda-moskvi.html
4-pravila-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-a-h-gilemyanov-glavnij-buhgalter.html
4-pravoslavie-istochnik-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-i-sovershenstvovaniya-obshestvennih-otnoshenij-v-rossii.html
4-pravovoe-regulirovanie-hozyajstvennoj-deyatelnosti-dlya-kategorij-povisheniya-kvalifikacii-specialisti-revizionnih.html
4-predlozheniya-po-pervoocherednoj-razrabotke-dokumentacii-territorialnogo-planirovaniya.html
4-predstavlenie-o-religii-lekciya-religioznoe-obosnovanie-kulturi-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolmogorovskie-chteniya-v-yaroslavle-i-voprosi-matematicheskogo-obrazovaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/okonchanie-vojni-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-torzhestvennih-meropriyatij-posvyashennih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-ulibka-s-dnevnim-prebivaniem-detej.html
  • exam.bystrickaya.ru/v-pomosh-prepodavatelyu-organizatoru-obzh.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-o-sistemnom-postroenii-informacionnoj-sistemi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/naimenovanie-ou-municipalnogo-obrazovaniya-v-2008-2009-uchebnom-godu-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-specialnosti-080301-kommerciya-torgovoe-delo-specializacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-stavropolskogo-kraya-i-germanii.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompleksna-elektrifkacya-virobnichih-procesv-kormocehu-fermi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-edinogo-dnya-pravovih-znanij-po-teme-konvenciya-oon-o-pravah-rebenka-stranica-7.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-inostrannij-yazik-osnovnoj-arabskij-yazik-po-napravleniyu-ekonomika-uroven-magistratura-.html
  • spur.bystrickaya.ru/lazarev-na-b-m-bim-bad-m-izd-vo-mosk-psihol-soc-in-ta-voronezh-izd-vo-npo-modek-2009-13-p-l.html
  • klass.bystrickaya.ru/6smetnoe-planirovanie-61-byudzhetnij-kodeks-rf-uchebno-metodicheskie-materiali.html
  • student.bystrickaya.ru/12-tehnologii-sozdaniya-struktur-kni-tehnologiya-pryamogo-srashivaniya-plastin-kremniya-i-tehnologicheskie-marshruti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-programma-yunie-druzya-prirodi-modificirovannaya-srok-realizacii-obrazovatelnoj.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-aspekti-obucheniya-shkolnikov-informatike-s-primeneniem-sistemi-upravleniya-kontentom-joomla.html
  • essay.bystrickaya.ru/chastichnoe-i-obshee-ekonomicheskoe-ravnovesie.html
  • write.bystrickaya.ru/eshe-est-bolshoj-spisok-kotorie-zapisalis-na-slushanie-na-vistuplenie-vsem-budet-predostavleno-slovo-dlya-vistupleniya-dlya-togo-chtobi-zadat-voprosi-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-2008-g-trebovaniya-k-kandidatam-na-poluchenie-diploma-vhtennogo-mehanika-morskih-sudov-stranica-7.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-sovremennoj-aktualnosti-dnya-avtoportret-sokrashyonnoakcentirovannijvariant-vstupleniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakonom-kamchatskoj-oblasti-ot-stranica-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-russkomu-yaziku-dlya-uchashihsya-9-go-klassa-absolyutnaya-gramotnost.html
  • uchit.bystrickaya.ru/taganrog-novosti-morskogo-i-rechnogo-transporta.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-efimov-gennadij-mihajlovich-ispolnyayushij-obyazannosti-glavi-nikiforovskogo-rajona.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-politologiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/3-5-zakoni-nasledovaniya-darvinizm-po-uollesu-yu-v-chajkovskij-nauka-o-razvitii-zhizni.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-rabochaya-gruppa-otkritogo-sostava-storon.html
  • letter.bystrickaya.ru/mlechnij-put-i-chyornaya-molniya-nochnaya-rolevaya-igra-didakticheskie-igri-na-urokah-osnovi-pravoslavnoj-kulturi.html
  • tests.bystrickaya.ru/koefficient-materinskoj-smertnosti-rassmotrenie-dokladov-predstavlennih-gosudarstvami-uchastnikami.html
  • grade.bystrickaya.ru/monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-1-marta-2011-goda.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-blm-zhne-ilim-ministrlgn-ksb-zhne-tehnikali-ou-dstemelk-keesnde-araldi-zhne-kelsld-hattama-2-09-2013zh.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-iv-kursa-specialnostej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neznakomec-vi-videli-potom-ester-i-sina-yago-dejstvuyushie-lica.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-fieb-napravlenie-podgotovki-140100-teploenergetika-i-teplotehnika-kvalifikaciya-stepen.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-realizacii-programmi-razvitiya-v-otchyotnom-periode-publichnij-otchyot-o-sostoyanii-i-rezultatah-razvitiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.