.RU

4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания


^ 4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания
Слово и организованная «чувственная информа­ция» (направленная демонстрация реальных явлений или их образ­ных отображений) составляют основу общепедаго­гических методов обучения и воспитания. Они широко использу­ются и в процессе физического воспитания как в традиционных общепедагогических, так и в особых формах.
^ 4.1. Методы использования слова
Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе физического воспитания связаны с использо­ванием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают ре­зультаты, направляют поведение воспитуемых. Слово играет необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморе­гуляции действий воспитуемыми. В зависимости от этих много­образных функций слова пользуются теми или иными методами его применения.

Общепедагогические методы приобретают в физическом воспитании, как правило, более лаконичную форму, чему в нема­лой степени способствует специальная гимнастическая и спортив­ная терминология. Непосредственно в процесс занятий физически­ми упражнениями включаются преимущественно те словесные ме­тоды, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность занятий и органически связывать слово с движением. К ним отно­сятся, в частности:

Инструктирование—точное, емкое словесное объясне­ние задания, техники изучаемых действий или тренировочных уп­ражнений, правил их выполнения и т. д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах физического воспи­тания.

^ Сопроводительные пояснения—лаконичные коммен­тарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию нагляд­ных пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу вы­полнения упражнений занимающимися с целью направить и углу­бить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.

^ Указания и команды—специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелитель­ным наклонением. Они принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью занимающихся. Указания используются и с целью предварительного инструктирования, по­становки и уточнения заданий.

^ Словесные оценки—общепринятые или специальные ка­тегории речевого одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным назначением— быть мерой достигнутых успехов—они могут играть и роль одного из способов текущей коррекции действий: оценивая действия за­нимающихся по ходу выполнения заданий, преподаватель тем са­мым сообщает, согласуются ли они с намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.

^ Словесные отчеты и взаиморазъяснения—уст­ная информация, которую дают занимающиеся по требованию пре­подавателя или по собственной инициативе, стараясь по возмож­ности точно и кратко сформулировать свои представления о полученном задании либо о выполненном упражнении. Для пре­подавателя это один из основных источников информации об эф­фективности педагогического процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ организации и углубле­ния восприятии, представлений и понятий, складывающихся в про­цессе физического воспитания, а также как один из способов са­мооценки и самоконтроля.

«Самопроговаривание», самоприказы и другие ос­нованные на внутренней речи методы самообучения и самовоспита­ния. Метод «самопроговаривания» часто заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих двигатель­ных действий либо отдельных сторон их. Так, готовясь выполнить комбинацию гимнастических или игровых упражнений, преднаме­ренно воссоздают эту комбинацию несколько раз в мыслях, назы­вая ее элементы и выражая словами характер усилий. Благодаря органической связи слова и мышечно-двигательных ощущений и представлений внутренняя речь не только воспроизводит идеаль­ную картину предстоящих действий, но и может воссоздать в той или иной мере кинестетиче­ский образ движений (идеомоторные явления).

Методы использования слова в целях самообучения и самовос­питания не исчерпываются указанными. К ним можно отнести раз­личные формы самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.
^ 4.2. Методы обеспечения наглядности
«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на свидетельства всех органов чувств, благода­ря которым достигается контакт с действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широ­ком смысле, применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения и т. д. Эти методы можно условно подразделить по преимущественному назначению на следующие группы и подгруппы.

^ Методы натуральной и опосредствованной де­монстрации. К ним относится прежде всего методически орга­низованный показ самих упражнений. Для формирования предварительных представлений о двигательных действиях, прави­лах и условиях их выполнения, равно как для уточнения и углуб­ления представлений, полученных путем непосредственных воспри­ятии, широко пользуются вспомогательными средствами демонст­рации. Методы такой опосредствованной демонстрации становятся все более разнообразными по мере совершенствования аппаратурно-технической базы физического воспитания. Они дета­лизируются применительно к следующим видам опосредствованной демонстрации:

^ Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий, контурограмм и т. п., где воссоздаются отдель­ные фазы двигательных действий, те или иные характеристики дви­жений и условия их выполнения.

^ Предметно-модельная и макетная демонстра­ция—демонстрация, например, элементов техники физических уп­ражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или ме­таллических моделей системы «тело гимнаста—снаряд»; демон­страция тактических комбинаций и ситуаций, возникающих при вы­полнении физических упражнений, на макете игровой площадки, слаломной трассы и т. д.

^ Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит в воз­можности воссоздавать движения в динамике, в том числе в замед­ленном темпе, и вместе с тем выделять для анали­за отдельные фазы.

^ Избирательно-сенсорная демонстрация. Вос­создание отдельных параметров движений (временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры.

^ Методы направленного «прочувствования» движений. Хорошо известно, что чрезвычайно важную роль в управ­лении движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата (мышечно-двигательный, или кинестетический, анализа­тор). Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков.

^ Методы ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных или символических ориентиров, которые указы­вают направление, амплитуду и форму траектории движений, точ­ку приложения усилий. Тем самым они делают более предметными внешние проявления усилий.

^ Методы лидирования и текущего сенсорного программирования. Смысл ее в том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор, который бы стимулировал и направлял выполняющего упражнение, облегчая ему решение дви­гательной задачи в том или ином отношении.

^ Методы «срочной информации». Идея срочной инфор­мации предусматривает экстренное получе­ние выполняющим физические упражнения объективных сведений о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров.
^ двигательные умения и навыки
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

4-prava-shtaba-polozhenie-o-shtabe-grazhdanskoj-oboroni-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-goroda-moskvi.html
4-pravila-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-a-h-gilemyanov-glavnij-buhgalter.html
4-pravoslavie-istochnik-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-i-sovershenstvovaniya-obshestvennih-otnoshenij-v-rossii.html
4-pravovoe-regulirovanie-hozyajstvennoj-deyatelnosti-dlya-kategorij-povisheniya-kvalifikacii-specialisti-revizionnih.html
4-predlozheniya-po-pervoocherednoj-razrabotke-dokumentacii-territorialnogo-planirovaniya.html
4-predstavlenie-o-religii-lekciya-religioznoe-obosnovanie-kulturi-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/celnost-hudozhestvennogo-teksta-chast-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rozhneckij-aleksandr.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/paragrafe-shestom-poeziya-ozernoj-shkoli-v-kontekste-literaturnogo-razvitiya-v-rossii-xix-nachala-hh-veka-10-01.html
  • books.bystrickaya.ru/borzenko-i-m-kuvakin-v-a-kudishina-a-a-osnovi-sovremennogo-gumanizma.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-kto-otvechaet-za-vse-mediagrupp.html
  • bystrickaya.ru/zakon-rsfsr-ot-15-12-1978-ob-ohrane-i-ispolzovanii-pamyatnikov-istorii-i-kulturi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-5-napryazhennost-truda-operatora-i-informacionnij-stress-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-inzhenernaya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-zashite-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-dlya-studentov-po-specialnosti-030301-psihologiya-moskva-2009.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uhod-za-kozhej-chast-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-laboratornie-raboti-laboratornij-praktikum-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informacionnie-sistemi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konceptualnie-osnovi-realizacii-kompetentnostnogo-podhoda-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kodeks-respubliki-kazahstan-ot-24-aprelya-2004-goda-n-548-stranica-11.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vlast-i-socialnie-normi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovet-federacii-federalnogo-sobraniya-rossijskoj-federacii-analiticheskoe-upravlenie-apparata-soveta-federacii-analiticheskij-vestnik-stranica-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/fragment-uchetnoj-politiki-lekciya-1-osnovnie-ponyatiya-tehnologii-proektirovaniya-informacionnih-sistem-is.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-28-30-oktyabrya-2006-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-stoechnie-konstruktivi-1-avtomatizirovannie-rabochie-mesta-komplekt.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-primernij-spisok-voprosov-vinosimih-na-magisterskij-ekzamen.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-sozdayutsya-nacii-chitatelej-idei-prodvizheniya-chteniya-v-sverdlovskoj-oblastnoj-biblioteke-dlya-detej-i-yunoshestva.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strokov-a-a-vooruzhennie-sili-i-voennoe-iskusstvo-v-pervoj-mirovoj-vojne-stranica-10.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/pyure-iz-raznih-ovoshej-v-p-bisyarina-detskie-bolezni.html
  • write.bystrickaya.ru/fajli-sostoyaniya-mysql-kurs-lekcij-administrirovanie-mysql-krivoj-rog-2010-soderzhanie-lekciya-vvedenie-v-administrirovanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-dlya-podgotovki-k-sessii-studentam-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-poiskovie-marketingovie-issledovaniya-kachestvennie-issledovaniya-199.html
  • bukva.bystrickaya.ru/process-prokatki-metalla.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-schetnoj-palati-gotov-prizvat-k-otvetu-teh-44-dvojni-rodilis-v-mordovii-s-nachala-goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-sostavitel-r-b-kazakov-2-e-izdanie-ispravlennoe-moskva-2005-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-materiali-k-kursu-stilistika-i-osnovi-literaturnogo-redaktirovaniya-stranica-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xii-psihologicheskij-tip-metodicheskie-osnovi-vvedenie-differencialnaya-psihologiya-kak-teoreticheskaya-nauka.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-resursi-i-kachestvo-poverhnostnih-vodnih-obektov-doklad-o-sostoyanii-i-ob-ohrane-okruzhayushej-sredi-ivanovskoj.html
  • write.bystrickaya.ru/everest-82-voshozhdenie-sovetskih-alpinistov-na-visochajshuyu-vershinu-mira-stranica-12.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-dinamicheskim-sostoyaniem-asinhronnih-elektroprivodov-gornih-mashin.html
  • college.bystrickaya.ru/323-materiali-tovari-sire-i-postavshiki-emitenta-198097-rossiya-gorod-sankt-peterburg-prospekt-stachek-47.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhednevnij-monitoring-smi-oao-rao-energeticheskie-sistemi-vostoka-02-dekabrya-2009-goda-stranica-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/naimenovanie-programmi-federalnaya-celevaya-programma-bronhialnaya-astma-2011-2015-godi-osnovanie-dlya-razrabotki-pr-ogrammi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.