4. Методы обучения - Методические рекомендации «Методика современного урока» г. Могилев, 2007
.RU

4. Методы обучения - Методические рекомендации «Методика современного урока» г. Могилев, 2007


^ 4. Методы обучения

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.

^ Основные критерии выбора методов обучения.


1. Соответствие цели урока, максимальная направленность на решение всех трех ее аспектов.

2.Ориентированность, соответствие метода обучения содержанию учебного материала.

3.Соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности учеников, т.к. индивидуальные, фронтальные, групповые и коллективные формы познавательной деятельности, естественно, требуют различных методов обучения.

4. Соответствие реальным учебным возможностям учащихся, под которым понимается единство внутренних и внешних условий для успешной учебной деятельности.

5. Соответствие выбора методов обучения возможностям преподавателя по их использованию.

6. Соответствие методов обучения принципам дидактики. Реализация этого требования приводит выбор методов в соответствие с основными закономерностями построения процесса обучения, из которых вытекают сами принципы обучения.

В зависимости от избранного принципа в дидактике существует несколько классификаций методов обучения.


Таким образом каждый метод обучения – это совокупность многих характеристик способов деятельности учащегося и преподавателя, и его необходимо рассматривать как систему.

^ Классификация методов обучения



По

источникам знаний


По

степени взаимодействия

По

дидактичес-ким

задачам

По

характеру познаватель-ной деятельнос-ти




-словесные; изложение; объяснение; объяснительно-

-наглядные; беседа; закрепление. иллюстративный;

-практические. самостоятельная работа. репродуктивный;

проблемный;

частично-

поисковый;

исследовательский;

познавательные игры.


Словесные методы:


Рассказ - это монологическое изложение учебного материала. Ведущая функция – обучающая, сопутствующие – развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная.

По целям выделяют следующие виды рассказов:

- рассказ-вступление;

- рассказ-повествование;

- рассказ-заключение.


Лекция – один из методов словесного изложения материала. Ее признаки: строгая структура; логика изложения; обилие сообщаемой информации; системный характер освещения знаний.


Беседа - ее сущность заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Ведущая функция беседы – побуждающая. По назначению выделяют беседы:

вводные или организующие;

сообщения новых знаний;

синтезирующие или закрепляющие;

контрольно-коррекционные.


Работа с книгой. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании программированных учебных книг эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.


^ Два вида работы с книгой:

Приемы самостоятельной работы с книгой:

Ознакомление с ее структурой;

Беглый просмотр;

Чтение отдельных глав;

Поиск ответов на вопросы;

Изучение материала;

Реферирование;

Решение примеров и задач;

Выполнение контрольных тестов;

Заучивание материала на память и др.


Наглядные методы:


Демонстрация наглядных пособий - предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.


Демонстрация кино – и видеофильмов - основан на наглядном восприятии информации. Используются кодоскопы, проекты, киноаппаратура, учебное телевидение, видеопроигрыватели, видеомагнитофоны, компьютеры с дисплейным отражением информации и др.


Практические методы:


Упражнения– это планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения или повышения их качества. Позволяет овладеть практическими навыками и умениями. Различают следующие виды упражнений:


Лабораторно-практические работы - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.

Особенно эффективен проблемный (исследовательский) лабораторный метод, включающий выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися. и др.


По характеру познавательной деятельности учащихся и участия преподавателя в учебном процессе:

















Различают:




Различают::




Модификации контроля:





^ 5. Средства обучения в учебном процессе


Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.


Задачи, решаемые с помощью педагогических средств:


хранение, быстрое извлечение, предъявление самой разнообразной информации;

обогащение технологии обучения (совместно с методами обучения);

создание условий для творческой работы педагога;

создание условий для продуктивной деятельности учащихся, организации их самостоятельной работы;

создание особой пространственной среды для познавательной деятельности, ее стимулирования и обогащения.

Существуют следующие средства обучения:


Педагогические средства – это материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся. Педагогические средства входят в состав более широкого понятия «материально-техническая база».

Педагогические средства подразделяются на следующие группы:

оборудование учебного заведения, в том числе учебно-лабораторное оборудование;

учебно-производственное оборудование;

дидактические средства;

учебно-наглядные пособия;

организационно-педагогические средства обучения.

^ Оборудование учебного заведения включает все виды учебных помещений, мебель, спортивные комплексы, производственные площади, а также простейшие средства обучения (парты, учебные столы, классные доски, мел, тетради, учебники и т.д.).

^ Учебно-лабораторное оборудование включает систему учебных кабинетов, лабораторий, спортивных залов и т.п. в соответствии с совокупностью учебных предметов.

^ Учебно-производственное оборудование – это оборудование, предназначенное для мастерских, учебных цехов, полигонов, земельных участников, где непосредственно ведется производственное обучение.

^ Дидактическая техника (средства) – это различные технические устройства и ЭВМ, используемые в целях обучения.

Данная группа педагогических средств включает в себя:

аудиовизуальные средства (позволяют одновременно передавать информацию для слуха и зрения);

средства программирования и контроля (тренажеры, обучающие и контролирующие устройства).

Применение ЭВМ в педагогическом процессе:

управление педагогическим процессом;

организация системы индивидуального обучения;

самостоятельная работа учащихся;

техническое творчество;

поиск дополнительной информации;

диагностика развития учащихся;

контроль усвоения материала и т.д.

^ Учебно-наглядные пособия – это то, что демонстрируется с помощью дидактических средств или вручную. Это плакаты, карты, схемы, кинофильмы, видеофильмы, слайды, фонозаписи, фотографии, муляжи, педагогические программные средства и др.

^ Организационно-педагогические средства обучения объединяют учебные планы и программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации и т.д.


^ 6. Формы технологических карт общеобразовательного и профессионального обучения


Цель создания технологической карты – предоставление преподавателю инструментария для конструирования системы уроков по определенной теме (курсу). Технологическая карта содержит базу данных с набором учебных целей, критериев оценки их достижения, методов, способов обучения, форм работы учащихся, видов и форм контроля, других технологических и информационных материалов. В структуру технологической карты могут входить различные блоки. Но эффективность ее использования возрастет, если ввести блок «Применение технологии». Это позволит лучше реализовать личностно-ориентированное обучение, поскольку использование технологии предполагает четкое планирование ожидаемых результатов деятельности учащихся, ориентирует на их достижение и, следовательно, создает условия для творческой самореализации учащихся и педагога.

Составляя технологическую карту, преподаватель осуществляет конструкторско-технологическую деятельность по изучению курса учащимися с опорой на требования программы, стандартов, методических пособий для преподавателя и пособий для учащихся. При этом он учитывает как свой опыт в преподавании предмета, так и опыт своих коллег. Таким образом, разрабатывая технологическую карту, преподаватель имеет возможность заранее заложить основы эффективного преподавания предмета и корректировать ее отдельные блоки по мере необходимости (например, с учетом особенностей группы, новой информации и др.).

В технологической карте преподаватель сможет найти все элементы, необходимые для создания плана современного урока по определенной теме.

В практике профессионального обучения используется различные формы технологических карт для проектирования урока (некоторые из них представлены в приложениях 1-7).

Рис.1


Тема урока ____________________________________________________

Цели урока:

  • обучающая _______________________

  • развивающая ______________________

  • воспитательная ____________________


Ход (этапы) урока


Подпись педагога




Приложение 1

Форма технологической карты урока (занятия)


Цель этапа

Элементы технологии обучения

методы

обучения

формы

обучения

средства

обучения

1

2

3

4



Приложение 2

Форма технологической карты урока (занятия)


Цель этапа

Примерное время

Элементы технологии обучения

методы

обучения

формы

обучения

средства

обучения

1

2

3

4

5


Приложение 3


Форма технологической карты урока (занятия)


Цель этапа

Деятельность учащихся

Элементы технологии обучения

методы

обучения

формы

обучения

средства

обучения

1

2

3

4

5



Приложение 4

Форма технологической карты урока (занятия)


Цель этапа

Результаты обучения

Элементы технологии обучения

методы

обучения

формы

обучения

средства

обучения

1

2

3

4

5



Приложение 5

Форма технологической карты урока (занятия)


Цель этапа

Результаты обучения

Элементы технологии обучения

Результаты воспитания и развития

методы

обучения

формы

обучения

средства

обучения

1

2

3

4

5

6



Приложение 6


Форма технологической карты урока (занятия)


Дидактическая структура урока

Методическая подструктура

Признаки решения дидактических задач

методы обучения

формы деятельности

методические приемы, содержание

средства обучения

способы организации работы учащихся

1





















Приложение 7

Форма технологической карты урока (занятия)


Тема урока:




Цель урока:

  • обучающая




  • развивающая




  • воспитательная




  • методическая




Тип урока:




Учащиеся

должны

  • знать




  • уметь




Ход (этапа) урока

Примерное время

Деятельность

Элементы технологии обучения

учащихся

педагога

Методы обучения

Средства обучения

Формы обучения

Домашнее задание

Рефлексия


В технологической карте общеобразовательного урока учитель сможет найти все элементы, необходимые для создания плана современного урока по определенной теме (приложение 8).

Приложение 8


^ Тема урока



Формируемая область понимания, мировоззренческие идеи




Личностная значимость изучаемого материала




Цели урока




Учащиеся должны

знать



уметь




Тип урока. Применяемая технология




Методы обучения



План урока



Приемы деятельности учителя



Организация деятельности учащихся



Познавательные задания




Вид и форма контроля



Методическое оснащение



Оценки за урок



Домашнее

задание




Однако, следует заметить, что данные технологические карты могут быть дополнены применительно к конкретной ситуации.

^ 7. Примеры создания технологических карт


Мы предлагаем несколько технологических карт и их элементов, которые могут быть использованы при разработке уроков по технологии проектов, с применением информационных технологий, уроков закрепления знаний и др.

Технологическая карта урока № 1

УТВЕРЖДАЮ __________________________ зам.директора по УПР


^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Т/О_________________ 2007 г.

Группа № ______

Курс

Учебная специальность «Производство продукции животноводства»

Единичная квалификация «Оператор машинного доения»

Преподаватель: Тимофеева А.Д.

^ Тема урока: Коровье молоко, сливки, кисломолочные продукты.

Цели:




Дидактическая структура урока

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Средства обучения

Деятельность учащихся

Результат

Содержание

Диагностика

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация

Опознание важности и значимости темы

Беседует с учащимися о значении молока, сливок, кисломолочных продуктов в питании




Слушают, делают пометки в конспекты, задают интересующие их вопросы

Осознание важности темы

Проявление интереса

2. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Изучить пищевую ценность, виды, органолептические показатели качества, условия молока, сливок, кисломолочных продуктов

Объясняет, демонстрирует средства обучения, организует фронтальную беседу, корректирует ответы

Опорные конспекты, экспонаты

Слушают, отвечают на вопросы, корректируют ответы друг друга

Осмысление учебного материала

Правильность ответов

3. Закрепление новых знаний

Закрепление изученного материала, определение степени усвоения

Выдает задания, объясняет порядок выполнения

Тесты

Индивидуально работают с тестами, проверяют работу друг друга

Оценка степени усвоения, выявление вопросов вызывающих затруднение

Сравнение ответов с эталоном

4. Самостоятельная работа учащихся

Ознакомиться с органолептическим методов оценки качества молока, сливок, кисломолочных продуктов, научиться определять калорийность, определять необходимое количество продуктов для приготовления блюд

Организует работу учащихся, по окончании подводит итог

Стандарты, сборники рецептур блюд, учебники, карточки, задания

Работают в малых группах по выполнению заданий

Применение знаний при решении задач практического характера с использованием справочной и нормативной документации

Сравнение ответов с эталоном

5. Домашнее задание

Накопить недостающие знания для составления схемы производства молока и сливок, оформить конспект

Выдает задания, определяет форму отчета

Схемы

Работают с дополнительной литературой, составляют схемы

Приобретение дополнительных знаний, запоминание материала

Сравнение ответов с эталоном

6. Подведение итогов

Анализ деятельность

Обобщает сказанное, дает безотносительную оценку работы группы




Анализируют собственную деятельность, на различных этапах занятия слушают преподавателей

Осмысление собственной деятельности и ее результатов

Глубина анализа собственной деятельности

Технологическая карта урока № 2


УТВЕРЖДАЮ __________________________ зам.директора по УПР


^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА П/О_________________ 2007 г.

Группа № ______

Курс

Единичная квалификация «Портной»

Мастер п/о: Герасимова А.И.

Тема программы: «Изготовление швейных изделий»

Тема урока: «Подготовка деталей кроя к работе. Обработка клапанов».

Цели:

Тип урока: урок совершенствования умений и навыков выполнения операций.

Материально-техническое оснащение урока:




Структура урока

Деятельность

Методы обучения

Средства обучения

Формы организации учебной деятельности учащихся

матера

учащихся

1

2

3

4

5

6

1. Организационный момент

1.1. Психологическая подготовка к уроку

Психологически подготавливает учащихся к общению на уроке

Воспринимают

Беседа




Фронтальная

2. Вводный инструктаж

2.1. Формулирование темы урока. Мотивация темы

Подводит к восприятию и осмолению социальной и практической значимости изучаемой темы. Демонстрирует образец изделия. Предлагает учащимся при изготовлении изделия руководствоваться образцом-эталоном. Дополняет, обобщает цели урока.

Воспринимают.

Осмысливают

Репродуктивный

Образец изделия

Фронтальная

2.2. Формулирование цели урока совместно с учащимися

Демонстрирует технологическую карту. Предлагает учащимся зачитать и осмыслить отдельные разделы по теме урока.

Формулируют цели урока

Репродуктивный

Технологическая карта

Фронтальная

2.3. Работа с технологической картой по теме урока




Воспринимают.

Зачитывают.

Осмысливают

Репродуктивный




Фронтальная

2.4. Актуализация знаний и умений учащихся по подготовке деталей кроя к работе

Организует работу учащихся в группах. Выдает пакет заданий:

- тестовое;

- построение алгоритмов;

- практическая.

Устанавливает время на подготовку. Слушает ответы, корректирует, оценивает результат выполнения задания.

Изучают содержание задания. Осмысливают. Обсуждают. Отвечают. Выполняют трудовые приемы.

Репродуктивный.

Частично поисковый.

Пакет заданий, инструменты и приспособления

Групповая

2.5. Демонстрация образца дневного задания

Демонстрирует образцы-эталоны клапанов. Предлагает учащимся при выполнении дневного задания руководствоваться образцами-эталонами.

Воспринимают.

Осмысливают

Объяснительно-иллюстративный

Образец-эталон

Фронтальная



Технологическая карта урока № 3


УТВЕРЖДАЮ __________________________ зам.директора по УПР


^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА П/О_________________ 2007 г.

Группа № ______

Курс

Учебная специальность «Декоративно-прикладное искусство»

Единичная квалификация «Инкрустатор»

^ Мастер п/о: Трифонова А.Т.

Тема программы: Обучение приемам инкрустации простых орнаментов в полосе.

Тема урока: Инкрустация геометрического орнамента в полосе.

Цель:

Развивающая: развивать глазомер и точность в полосе.

Воспитательная: прививать любовь к профессии.

Обучающая: обучить рациональному использованию сырья и материалов, рабочего времени.


№ этапа урока

Наименование этапа и его содержание

Время в мин.

Технология обучения

Показатель реального результата

методы обучения

средства обучения

деятельность мастера

форма организации деятельности учащегося

1

2

4

5

6

7

8

9

1

Мотивация. Вступительное слово

3 мин

Проблемный

Образец-эталон, образцы продукции базовых предприятий дипломных работ учащихся

Слово мастера, наглядный показ образца-эталона, образцов продукции

Фронтальная (самоосмысление)

Имеет представление о задачах и конечных целях урока

2

Актуализация опорных знаний. Устный опрос учащихся

7 мин

Репродуктивный

Карточки-задания

Фронтальный опрос

Фронтальная

Классифицируют виды орнаментов. Знакомы с организацией рабочего места инкрустатора, подбором сырья и материалов к работе.

3

Формирование знаний и умений по теме урока. Объяснение нового материала

10 мин

Словесно-наглядный

Инструкционно-технологическая карта, образец-эталон, плакаты, карта работ технологическая последовательности выполнения орнамента, образцы продукции базовых предприятий, образца дипломных работ

Формирует знания. Побуждение к активной деятельности

Фронтальный и индивидуальным. Совместно с мастером логически осмысливают технологию выполнения геометрического орнамента в полосе

Сформированы знания по технологии инкрустации геометрического орнамента в полосе

Личный показ мастеров трудовых приемов инкрустации геометрического орнамента в полосе

10 мин

Практический

Инструменты и приспособления, заготовка сырья и материалов, эскиз, образец-эталон

Личный показ

Фронтальный. Наблюдение

Осмыслили этапы инкрустации геометрического орнамента в полосе

4

Закрепление знаний по теме урока. Выявление знаний учащихся по теме урока

5 мин

Индивидуальный опрос

Карточки-задания, карты технологической последовательности геометрического орнамента в полосе, инструкционно-технологическая карта, карточка дефектов, инструкция по БУТ по теме программы

Анализ знаний учащихся

Фронтальный – изложение полученных знаний по теме, обоснование способов инкрустации орнамента в полосе

Понимают технологию выполнения геометрического орнамента

5

Выдача дневного задания. Показ образца-эталона. Слово мастера

3 мин

Словесно-наглядный

Образец-эталон

Выдача задания

Фронтальный. Осмысливают задание

Понимают поставленную перед ними задачу

6

Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж. Выполнение дневного задания

5 часов

Частично-поисковый

Инструменты и приспособления, сырье и материалы, документы письменного инкрустирования

Поведение целевых обходов и текущее инструктирование

Фронтальная. Выполнение упражнений согласно заданиям.

Сформированы умения качественного выполнения практического задания по теме урока

7

Заключительный инструктаж. Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. Выдача домашнего задания

20 мин

Работы учащихся, выполненные на уроке п/о

Анализ работы группы за день

Фронтальный. Анализ достигнутого и проведение самооценки




Формирование знаний к требованиям выполнения геометрического орнамента в полосе, умение инкрустировать геометрического орнамент в полосе


Мастер п/о ______________

Технологическая карта урока № 4


УТВЕРЖДАЮ __________________________ зам.директора по УПР


^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА П/О_________________ 2007 г.

Группа № ______

Курс

Учебная специальность: «Торговое дело» (3-25 01 51)

Единичная квалификация «Продавец непродовольственных товаров»

(3-25-01 51-54)

«Контролер-кассир» (3-25 01 51-53)

^ Мастер п/о: Соловянчик Т.Г.

Тема программы №8: «Профессиональное поведение торговых работников»

Тема урока: «Практическое применение принципов профессионального поведения».

Цели:

^ Методическая цель: активизация познавательной деятельности учащихся путем включения элементов деловых игр и коррективных форм организации деятельности учащихся.

^ Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.


Технологическая карта урока


Структура

Элементы технологии обучения

Дидактические задачи урока

Методическое обеспечение

Методы обучения

Средства обучения

Форма организации деятельности учащихся

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

6

1. Организационный момент 1-2 минуты

Проверяет готовность к уроку













2. Вступительное слово преподавателя.

Сообщение темы и цели.

Обращает внимание на значимость темы

Осмысливают, воспринимают

Объяснительно-иллюстративный

Слово преподавателя

Фронтальная

3. Краткий анализ письменных домашних работ «Красота моей профессии»

Анализирует, комментирует, беседует

Воспринимают, осмысливают

Объяснительно-иллюстративный

Рефераты учащихся

Фронтальная, индивидуальная

Какие требования к торговому работнику предъявляют принципы профессионального поведения? Для чего торговому работнику необходимо овладеть принципами профессионального поведения?


Как следует принимать принцип «Работать с удовольствием?» Что значит работать красиво? Как следует понимать формулу: «Лучше напрягать мышцы, чем нервы?»

Беседует, ведет опрос

Воспринимают, осмысливают, отвечают, анализируют

Частично-поисковый, репродуктивный

Слово учащихся

Групповая (малые группы), фронтальная, индивидуальная.

5. Презентация домашнего задания: «Реклама и предложение товаров»

Наблюдает, слушает, корректирует, оценивает

Рекламируют, комментируют, анализируют

Частично-поисковый

Рекламные проспекты

Групповая (малые группы)

6. Практическая работа по применению принципов профессионального поведения

Выдает пакеты, комментирует задания, анализирует, воспринимает, оценивает

Воспринимают включаются в деловую игру, демонстрируют, делают выводы

Частично-поисковый

Пакеты с заданиями, натуральные образцы товаров

Групповая (малые группы)

7. Видеосюжет из деятельности торгового предприятия «Торговый дом на Немиге»

Демонстрирует видеоматериалы, наблюдает, обобщает

Воспринимают, оценивают

Объяснительно-иллюстративный

Видеокассета

Фронтальная

8. Анализ результатов деятельности учащихся. Слово оппонента, преподавателя. Рефлексия

Оценивает фрагменты, комментирует

Воспринимают, подводят итоги

Информационный




Фронтальная


^ Технологическая карта урока № 5


(используется при разработке урока по технологии проектов)


Тема: «Секреты орфографии»

Цели обучения: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умений увидеть проблему и наметить пути её решения, навыков работы в группе, приобретение навыков работы с большим объёмом информации.

Задачи:

- освоить понятия «орфографическая норма», «трудные случаи правописания»;

- освоить представление о качествах хорошей письменной речи;

- уметь проводить анализ орфографических ошибок и исправлять их;

- отрабатывать навык работы с орфографическим словарём;

- уметь кратко излагать свои мысли устно и письменно.

^ Тип урока: защита проекта.


Этапы урока

Шаги

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный


2. Слово учителя.

1. Формулировка темы, целей и способа деятельности.

2. Обсуждение критериев оценки работ учащихся


1. Краткая характеристика этапов работы над проектом:

1) понятия «основополагающий вопрос»;

«проблемный вопрос»;

2) виды представленных исследований;

3) использованные программы

(Microsoft Word; Microsoft Power Point; Microsoft Publisher; Microsoft Excel).

1. Сообщает тему проекта, цели обучения, технологию работы. (Сообщение учителя сопровождается показом слайдов презентации по главной теме проекта «Секреты орфографии» - слайд 1,2,.)


1.Формулирует идею проекта, исходя из имеющихся ресурсов.

2. Раскрывает основные этапы работы над проектом «Секреты орфографии» -

cлайд 5).

3. Комментирует структуру учебно-методического пакета (слайд 6).

4. Представляет мультимедийную презентацию «Скорректируй свою грамотность» (с использованием приложения ).

1. Слушают, знакомятся с представленным учителем материалом, задают вопросы.


1. Слушают, задают вопросы.

3. Защита проектов учащимися.


4. Обратная связь по целям обучения.

1. Представление результатов исследований учащихся (в группах).


1. Работа с дидактическим материалом

2. Самооценка и взаимооценка работ участников проекта.



1. Контролирует, корректирует деятельность учащихся.


1. Помогает учащимся сделать вывод о значении проектной деятельности. (Развитие творческого потенциала, формирование умений работать в группе, навыков исследовательской работы, самостоятельной работы с большим объёмом информации.)

1. Группы учащихся представляют результаты своих исследований:

1) 1группа – публикация (буклет) «Дорога к грамотности» ;

2) 2 группа – публикация «Нужна ли русскому письму буква Ё?»

3) 3 группа – презентация «Коварные орфограммы»;

4) 4 группа – презентация «Ошибки нашего городка»;


1. Работают с дидактическим и контрольным материалом (тесты).

2. Оценивают свою работу над проектом, работу других групп.

3. Делают выводы по основополагающему вопросу.




Технологическая карта № 6


(используется при разработке уроков обобщения изученного материала)

^ Технологическая карта


Тема урока

Семинарское занятие по теме «Дарвинизм»

Задачи и задачи контроля

  1. Проверить усвоение теоретических знаний, необходимых в качестве опорных при изучении следующих разделов:

    • Механизм видообразования;

    • Главные направления эволюционного процесса;

    • Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.

  2. Продолжить формировать умение проводить сравнение, доказательства, анализ и синтез с привлечением конкретных биологических объектов.

  3. Формировать научное мировоззрение о путях и направлениях эволюции, биосоциальной сущности человека.

  4. Привлечь учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой и обобщенными записями в тетради.

Планируемые

результаты

Учащиеся систематизируют знания по теме «Дарвинизм»


Личная значимость изучаемого для школьника

«Я сделал выводы относительно фактов всем известных» (Ч. Дарвин)

План урока

I. Обобщение изученного материала

  1. История взглядов на эволюцию живой природы, их краткий анализ.

  2. Причины многообразия видов в природе.

  3. Практическое и теоретическое значение разработки критерия и структуры вида.

Методы обучения

Проблемный.

Творческий.

Формы организации учебной деятельности

Используя изученный материал, отвечают на проблемный вопрос урока, решают задачи, делают вывод, выполняют синквейн.

Приемы деятельности учителя

Подготовка творческих заданий, организация работы учащихся, обсуждение проблемы урока, подведение итогов.


Познавательные

задания

  1. Что было известно философам Древнего Китая, Античности, Средневековья об эволюции органического мира?

  2. «Князь ботаники» Карл Линней.

  3. Основные положения теории Ж.Б. Ламарка.

  4. Научные и социально-экономические предпосылки теории Ч. Дарвина.

  5. Учение Ч. Дарвина.

  6. Подумайте, почему к одному виду относятся такие сильно различающиеся между собой животные как дог, болонка, такса, борзая, а такие похожие, как домовая и полевая мышь – к разным видам?

  7. Вид слива – гибрид дикого тёрна и алычи. Вид пшеница – гибрид дикой пшеницы и злака эпилопса. Мул – гибрид лошади и осла. Почему слива и пшеница – виды, а мул – нет?

  8. Каждая мышь рождает в год 50 – 60 мышат. Для простоты расчёта будем считать, что каждая мышь рождает в год 25 самок и 25 самцов. Рассчитайте количество потомства от одной самки на 10 – й год. Объясните почему число мышей на земле заметно не увеличивается?

  9. Объясните следующий факт: «Постараемся вычислить, какое потомство произведет одна летучая семянка в течение 10 лет, предполагая, что ни одно семя не погибнет:

в первый год 1

второй 100

третий 10000

четвертый 1000000


десятый 10000000000000000000

Поверхность все суши 66824524800000000 квадратных вершков. . Итак, для десятого поколения одного семени одуванчика потребовалась бы площадь в 15 раз более поверхности всей суши на Земле» (К. А. Тимирязев).

  1. Во флоре Кавказа около 6000 видов цветковых растений, а на той же площади Европейской равнины – около 2000. Чем объяснить такое различие?




  1. Лососевые рыбы мечут икру в реках, а живут в море. Предложите гипотезу, с позицией дарвинизма объясняющую, где жили предки лососевых и как у них развился такой жизненный цикл.

  2. Какие изменения будут возникать в череде поколений:

А) интенсивно отлавливаемых промышленных рыб; Б) интенсивно собираемых на букеты цветов?

  1. Как объяснить, что у домашних животных более разнообразная окраска, чем у их диких предков?

  2. Постарайтесь составить синквейн о Линнее, Ламарке, Дарвине. Прочитайте их всему классу.

Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания в новой ситуации, обсуждать проблему, анализировать, быть объективными.




Основные понятия и термины урока

Эволюция, факторы эволюции, результаты эволюции.

Источники информации

Основные: портрет Ч. Дарвина, § 59-63, §70-73 учебника под редакцией Рувинского.

Дополнительные: Борзенков В. Г. Философские основания теории эволюции.-М, 1987.

Северцов А.С. Основы теории эволюции.-М; Изд. МГУ, 1987.

Татаринов Л.П. Эволюция и креационизм.-М., 1988.

Биологический энциклопедический словарь.

Энциклопедия для детей. Биология.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-М.; Мир, 1990.-Т.3.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии.-М.: Просвещение. 1992.

Яблоков А.С., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.-М.: Высшая школа. 1998.

Воронцов Н.Н. Эволюция органического мира.-М.:Наука,1996.

Георгиевский А.Б. Дарвинизм.-М.: Просвещение, 1985.


Оценки за урок

4-5 за сообщение, 5-6 за задания, 2-3 за синквейн.

Домашнее

задание

Темы рефератов для обобщающего урока:

«Развитие взглядов на процесс видообразования»

«Движущие силы и основные этапы эволюции человека»

«Человек в прошлом, настоящем и будущем».



^ Технологическая карта урока № 7

(с определением временных рамок каждого из этапов урока)

Тема урока: Построение аксонометрической проекции деревянного табурета в программе MS Word

Цели: знакомство с программой MS Word; выработка навыка самостоятельного использования программы MS Word для построения аксонометрической проекции табурета; формирование умения объективной оценки работ одногруппников.

^ Этапы урока

Цель

Время

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Оснащение

Форма работы

Информирование

Мотивация учащихся, задание

3

Получение информации, знакомство с темой урока

Мотивация учащихся, формулировка темы урока

Проектор, ПК, экран, приложение 3

Фронтальная

Планирование

Активизация знаний учащихся

10

Совместная деятельность с преподавателем черчения

Совместная деятельность с преподавателем информатики

Демонстрация слайдов по теме «Аксонометрические проекции»

Демонстрация работы в программе MS Word

Фронтальная, индивидуальная

Принятие решения

Выбор оптимального плана действий

7

Знакомство с приложением 2, выбор оптимального плана действий по выполнению задания

Консультирование, корректировка каждой работы учащихся

приложение 2 – Порядок выполнения задания.doc; ПК, приложение 1

Индивидуальная

Выполнение

Выполнение практической работы

40

Построение аксонометрической проекции табурета в соответствии порядком выполнения, заполнение спецификации в программе MS Word

Контроль

Презентация работ, проверка задания

20

Презентация работ на экране, краткая характеристика табурета

Корректировка

Проектор, ПК, экран

Взаимоконтроль

Оценка

Оценивание

7

Оценивание работ одногруппниками в соответствии с критериями

Оценивание учащихся в соответствии с критериями, занесение данных в оценочный лист

Самооценка

Рефлексия

Анализ результатов

3

Самоанализ проделанной работы, выявление затруднений и наиболее удачных моментов

Самоанализ проделанной работы, выявление затруднений и наиболее удачных моментов




Самоанализ

Итого

90




4-predyavlenie-kontrolnoj-raboti-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti.html
4-preodolenie-bolot-orientirovanie-opredelenie-koordinat-obnaruzhennih-obektov-celeukazanie-92.html
4-prestupleniya-posyagayushie-na-vneshnyuyu-bezopasnost-rossii-kurs-ugolovnogo-prava-v-pyati-tomah-tom-osobennaya-chast.html
4-pribori-i-kontrolno-izmeritelnaya-apparatura-kia-oao-rao-ees-rossii-2008-g.html
4-priem-dokumentov-ot-postupayushih-pravila-priyoma-v-gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednego.html
4-priemka-i-vvod-v-ekspluataciyu-teplovih-setej-i-teplovih-punktov-tipovaya-instrukciya-po-tehnicheskoj-ekspluatacii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/53-zoni-ohrani-obekta-kulturnogo-naslediyacerkov-proroka-ilii-na-porohovih-zakon-sankt-peterburga.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iitrebovaniya-k-bezopasnosti-obektov-tehnicheskogo-regulirovaniya-tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-i-levitan146-o-konstantine-korovine-pisatele.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-fizika-atoma-i-atomnih-yavlenij-1-teoreticheskie-voprosi-programmi-minimum-3-zadachi-k-programme-minimum-4-spisok-rekomenduemoj-literaturi-9.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dokumentirovanie-programmnogo-obespecheniya-chast-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/denezhnaya-sistema.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-specpraktikuma.html
  • studies.bystrickaya.ru/hishenie-libo-vimogatelstvo-narkoticheskih-sredstv-ili-psihotropnih-veshestv.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-kakovi-konechnie-rezultati-realizacii-federalnoj-celevoj-programmi-unichtozhenie-zapasov-himicheskogo-oruzhiya-v-rossijskoj-federacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-proektirovaniya-predpriyatij-biotehnologicheskoj-promishlennosti-stranica-13.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-kombinirovannogo-vida-ii-kategorii-11-mashenka-kratkaya-harakteristika-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-regionalnaya-ekonomika-specialnost.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-turochakskij-rajon.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervonachalnij-etap-rassledovaniya-prestuplenij-svyazannih-s-nezakonnim-dostupom-k-kompyuternoj-informacii-bankov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spiso-kknig-postupivshih-v-muk-cbs-g-pskova-v-mae-iyune-2010-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-baura-o-evangelii-ot-ioanna-prodolzhenie-i-kritika-etogo-issledovaniya-stranica-10.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-ekskursovodov-provedenie-operacii-zabota.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnedrenie-reglamentov-raboti-v-povsednevnuyu-praktiku-menedzherov-po-prodazham.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vliyanie-fedralnogo-televideniya-na-regionalnie-televizionnie-kanali-chast-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/harakteristika-perodichnih-vidan-naconalnih-menshin-bagatonaconalnogo-krayu-na-priklad-gazet.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-ishodnim-trebovaniyam-neobhodimim-dlya-izucheniya-disciplini-ekologiya-otnosyatsya-znaniya-umeniya-i-naviki-sformirovannie-v-processe-izucheniya-disciplin-fizika-i-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleksnoe-osvoenie-shtokmanovskogo-gazokondensatnogo-mestorozhdeniya-faza-1-predstavlennoj-kompaniej-shtokman-development-ag.html
  • abstract.bystrickaya.ru/20-ministri-inostrannih-del-rf-1992-2004-personalnij-status-i-politicheskij-ves.html
  • education.bystrickaya.ru/3-rasskazhite-pro-b-v-zhalejko-domashnyaya-rabota-po-anglijskomu-yaziku.html
  • books.bystrickaya.ru/dekada-russkogo-yazika-i-literaturi.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnie-sposobi-ustraneniya-nepoladok-vnej-novie-funkcii-active-directory-novie-sredstva-podderzhivayushie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-istochnika-toka-kinematika-peremeshenie-put-ravnomernoe-dvizhenie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-detali-mashin-i-osnovi-konstruirovaniya-dlya-specialnostej-270100-tehnologiya-hraneniya-i-pererabotki-zerna-270300-tehnologiya-hleba-konditerskih-i-makaronnih-izdelij.html
  • student.bystrickaya.ru/-4-razvitie-i-protivorechiya-degressii-a-a-bogdanov-otdelenie-ekonomiki-an-sssr-institut-ekonomiki-an-sssr.html
  • occupation.bystrickaya.ru/municipalnij-kontrakt-1119-i-aukcion.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnoegosudarstvennoebyudzhetnoeobrazovatelnoe-stranica-21.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-vtoraya-aforizmov-ob-istolkovanii-prirodi-ili-ocarstve-cheloveka-stranica-35.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-spisok-kulturno-dosugovih-meropriyatij-mibs-na-noyabr-2008-g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-proekt-kak-otkrit-uzhe-sushestvuyushij-proekt.html
  • tests.bystrickaya.ru/malij-dyatel-gnezdyatsya-v-lesu-v-doline-reki-otmetili-odnu-paru-ekologicheskij-vestnik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.