4. Методические указания по выполнению дипломных работ - Методические указания к выполнению выпускных квалификационных...
.RU

4. Методические указания по выполнению дипломных работ - Методические указания к выполнению выпускных квалификационных...


^ 4. Методические указания по выполнению дипломных работ

Дипломная работа представляет собой самостоятельное методическое ис­следование, связанное с конкретной профессионально-педагогической, методи­ческой или технической проблемой, и включает в себя информационный поиск по теме исследования, теоретический и экспериментальный разделы, сопоста­вительный анализ результатов исследования и выводы.

В качестве исходных данных для выполнения дипломной работы могут служить заказ или предложение:

- учебных заведений разных типов, а также отделов технического обуче­ния предприятий и организаций - на разработку учебной документации для внедрения в учебный процесс;

- промышленных предприятий - на проведение внутреннего аудита сис­темы менеджмента качества с целью определения соответствия стандартам ИСО серии 9000;

- испытательных лабораторий и служб - на разработку нормативной до­кументации в области стандартизации, метрологии, сертификации и управле­ния качеством;

- испытательных лабораторий и служб - на разработку нормативной до­кументации с целью подготовки аккредитации на право проведения работ;

- научно-исследовательских институтов и других организаций - на прове­дение заказных научно-технических исследований или разработку методики вы­полнения подобных исследований.

Поскольку дипломная работа является квалификационной, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и приклад­ному значению полученных результатов, но и по уровню методической подго­товки, что находит отражение прежде всего в композиции ВКР. Традиционной считается определенная композиционная структура ВКР, основные элементы которой (в порядке их расположения) следующие:

- введение;

- аналитический обзор нормативной, методической и научной литерату­ры по теме исследования;

- методика выполнения работы;

- постановка проблемы и проведение поисковых или экспериментальных исследований (проектировочная и практическая части);

- экономическое обоснование исследования (данная структурная единица ВКР не является обязательной для методической ДР);

- безопасность труда и экологичность работы (данный элемент также не­обязателен для методической ДР);

- заключение.

Кроме того, дипломная работа может включать и другие разделы (специ­альные вопросы) с более глубокой проработкой темы ВКР с учетом пожелания организаций-заказчиков.

^ 4.1. Введение к дипломной работе

Введение должно содержать краткую характеристику современного со­стояния проблемы (вопроса), которой посвящена работа, обоснование актуаль­ности темы, определение цели, задач, а также объекта и предмета исследования. Здесь же даются сведения о практической значимости работы, о планируемом уровне разработки, возможной апробации и внедрении ее результатов в практи­ку, определяются положения, выносимые на защиту.

^ 4.2. Аналитический обзор

Аналитический обзор литературы по проблеме исследования составляет первую главу ВКР. Она оформляется в виде аналитического отчета, который является, во-первых, отчетом о проделанной работе по изучению и обобщению опыта новаций и, во-вторых, анализом материалов, полученных в результате проделанной работы. В этой части ВКР не только описывается деятельность по изучению опыта чьей-либо или своей работы, но и дается научный анализ этого опыта с последующей оценкой. Кроме того, определяется понятийный аппарат исследования. Глубина анализа зависит от того, какие цели преследовало изу­чение опыта, и от вида деятельности, который используется. Может применять­ся критический, проблемный, корреляционный, системный, функциональный и другие виды анализа.

Для написания аналитического обзора ВКР необходимо изучить научную литературу, которую в общем случае можно подразделить на следующие ос­новные категории:

- монографии, учебники, учебные пособия;

- статьи, опубликованные в сборниках, журналах и других периодиче­ских изданиях;

- словари, энциклопедии;

- диссертационные работы, авторефераты;

- сборники тезисов докладов на семинарах и конференциях.

Аналитический обзор может составлять целую главу ВКР, а ее содержа­ние обычно имеет методологический характер. Вначале осуществляется описа­ние научного аппарата изучения и обобщения опыта с формулировкой основ­ной проблемы, показываются ее теоретические истоки, затем различные вари­анты подходов к ее решению по принципу методологического сходства точек зрения оцениваются с позиций студента-дипломника. Далее излагаются взгля­ды автора ВКР на проблему и пути ее решения. Они аргументированно доказы­ваются и обосновываются выкладками с опорой на проработанные отечествен­ные и зарубежные источники, затем даются выводы и рекомендации, вытекаю­щие из опыта.

Аналитический обзор пишется строгим научным языком. В обзоре реко­мендуется использовать таблицы, графики и схемы, что служит не только сред­ством предъявления и описания опыта, но и способом его анализа и доказа­тельности продуктивности результатов.

^ 4.3. Методика выполнения работы

Развитие идеи от стадии гипотезы до решения всех поставленных задач обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование позволя­ет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В даль­нейшем процесс целевой и общеидейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается наме­ченная схема исследования. Методический замысел исследования - это основ­ная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики вы­полнения работы, определяет порядок проведения, исследования, его этапы. В замысле исследования выстраиваются в логическом порядке цель, задачи, ги­потеза исследования; критерии, показатели развития конкретного явления со­относятся с конкретными методами исследования; определяются последова­тельность применения методов исследования, порядок управления ходом экс­перимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.

Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование со­стоит из трех основных этапов.

Первый этап исследования предусматривает:

- выбор проблемы и темы;

- определение целей и задач, объекта и предмета;

- разработку гипотезы исследования. Второй этап работы предполагает:

- выбор методов и разработку методики исследования (методики выпол­нения работы);

- проверку гипотезы;

- непосредственное исследование;

- формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточ­нение;

- обоснование заключительных выводов.

Третий этап (заключительный) строится на основе рекомендаций или внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформля­ется.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из ха­рактера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Вместе с тем этапы любого исследования имеют следующие особенности. Первый этап подразумевает выбор области сферы исследования, причем этот выбор обу­словлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспектив­ностью и т.д.), так и субъективными - опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т.д.

Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализирован­ный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать, например вопрос о методике выполнения исследования, так как с ее помощью возможна техническая реализация различных методов. В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконцентрировать и организовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики иссле­дования.

Методика исследования — это совокупность приемов, способов исследова­ния, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью ре­зультатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели иссле­дования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

Составить программу, методику исследования невозможно без учета сле­дующих факторов: во-первых, без уяснения, как внешне проявляется изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития; во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на получение достовер­ных выводов.

В ходе исследования составляется программа. В ней должны быть отра­жены следующие моменты:

- какое явление (процесс) исследуется;

- по каким показателям исследуется данное явление (процесс);

- какие критерии в исследовании применяются;

- какие методы исследования используются;

- каков порядок применения тех или иных методов.

Таким образом, методика - это как бы модель исследования, причем мо­дель, развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования. При выборе методики учитываются пре­жде всего предмет, цель, задачи исследования.

Методика выполнения исследования, несмотря на свою индивидуаль­ность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее ос­новными компонентами являются:

- теоретико-методологическая часть, концепция, на основании которой строится вся методика;

- описание исследуемых явлений, процессов, признаков, параметров;

- описание субординационных и координационных связей и зависимо­стей между ними;

- совокупность применяемых методов, их субординация и координация;

- порядок применения методов и методологических приемов;

- последовательность и техника обобщения результатов исследования;

- состав, роль и место исследователей в процессе реализации методиче­ского замысла.

Умелое определение содержания каждого структурного элемента методи­ки, их соотнесение и есть искусство исследования. Хорошо продуманная мето­дика организует исследование, обеспечивает получение необходимого факти­ческого материала, на основе анализа которого и делаются соответствующие выводы но работе.


Основные средства научно-теоретического исследования:

- совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведен­ных в единую систему;

- совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных меж­ду собой и образующих характерный язык науки.

Сущность методологического аппарата исследования определяется со­временным пониманием методологии как учения о структуре, логической орга­низации, методах и средствах деятельности в различных областях теории и практики или, применительно к исследовательскому процессу, о совокупности принципов, средств, методов и средств научного познания. Методологический аппарат включает в себя:

1) принципы организации и проведения исследования;

2) способы определения стратегии исследования (подходы к постановке проблемы и определению ее состава и т.п.);

3) тактические средства методологического анализа (методы научного ис­следования, аппаратура);

4) понятийно-категориальную основу научного исследования (определе­ние проблемы, цели и задач, объекта, предмета, гипотезы и т.п.);

5) требования к результатам исследования (актуальность, научная новиз­на, теоретическая и практическая значимость и т.п.).

В зависимости от степени сложности исследовательской задачи исполь­зуются разнообразные методы ее решения, приемы исследования, виды экспе­римента, статистические исчисления, теоретические обобщения, формально­логические средства и т.д. В любой отрасли науки, научной дисциплине в усло­виях быстро развивающего процесса интеграции обычно применяют не один метод, а целую систему субординированных методов и исследовательских приемов, возникающих и получивших развитие не только в смежных, но и в далеко отстоящих друг от друга областях знания. Поэтому нельзя отождеств­лять тот или иной частнонаучный или общий метод с методом конкретной спе­циальной науки.

Применяемые методы зависят не только от предмета научного исследова­ния, но и от его уровня - эмпирического или теоретического. Для эмпирическо­го уровня исследования характерны такие методы, как наблюдение, экспери­мент, описание, статистическая группировка фактов. Такие методы, как гипоте­за, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, используются на теорети­ческом уровне. Таким образом, перед дипломником-исследователем, решаю­щим одну из проблем, стоит непростая задача: из всего многообразия методов современной науки выбрать такие методы и исследовательские приемы (или такую их совокупность), которые с наибольшей эффективностью ведут к ус­пешному решению поставленной задачи.

Методы, используемые как в теоретической, так и в практической дея­тельности, очень разнообразны. Следует отметить, что система методов, ис­пользуемых в современной науке, столь же многообразна, как и сама наука.


Разнообразие методов научного познания условно можно подразделить на че­тыре уровня:

1. Эмпирический: наблюдение, самонаблюдение, сравнение, счет, изме­рение, анкетный опрос, собеседование, тесты и др.

2. Экспериментально-теоретический: эксперимент, анализ и синтез, ин­дукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логиче­ские метод и др.

3. Теоретический: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ, синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и др.

4. Метатеоретический: /диалектический метод и метод системного анализа (системный анализ имеет свои этапы).

Сложность методологической структуры современных методов исследо­ваний вызывает потребность в классификации методов, которая охватила бы всю систему операций в целом. Наиболее приемлемой с этой точки зрения яв­ляется классификация, когда все методы исследования разделяются на четыре большие группы:

- организационные методы;

- эмпирические методы;

- методы обработки данных;

- интерпретационные методы.

Сравнительный метод как один из организационных методов исследова­ния получил наиболее широкое распространение. В последние годы в изучении человека все в больших масштабах осуществляется комплексный подход. Ком­плексный способ организации исследования предполагает при едином объекте исследования известное разделение функций между исследователями по изуче­нию отдельных сторон объекта. Применение комплексного метода - эффектив­ный способ организации системных исследований, призванных раскрыть структурно-функциональные связи сложного целостного объекта.

К эмпирическим методам исследования относят все способы получения и добывания научных фактов. Это обсервационные (наблюдение, самонаблюде­ние), диагностические, экспериментальные, праксиметрические и другие мето­ды. Экспериментальные методы применяются тогда, когда стоит задача выяв­ления связей и зависимости между изучаемыми явлениями. Основными видами эксперимента являются лабораторный, естественный и педагогический.

Методы обработки данных представлены количественными методами и методами качественного анализа эмпирических данных. Количественные мето­ды применяются с целью выразить при помощи числовых характеристик раз­личные стороны явлений или связи между ними (это методы шкалирования, корреляционный анализ, факторный анализ и др.). Методы качественной обра­ботки эмпирических данных выступают в виде разнообразия приемов класси­фикации, дифференциации, категоризации на основе заданных критериев.

Интерпретационные методы тесно связаны с организационными. Они за­дают способ обобщения и объяснения установленных фактов и их связей. Выде­ляют два ведущих метода интерпретации - генетический и структурный. При первом методе обработанный материал объясняется с точки зрения генетических связей изучаемых явлений, при втором полученные данные интерпретируются в терминах и характеристиках взаимосвязи между частями и целым.

При выполнении дипломных работ как по специальным отраслевым дис­циплинам, так и по профессиональной педагогике и методике профессиональ­ного обучения одними из основных методов исследования являются эмпириче­ские: наблюдение, самонаблюдение, метод опроса (устный, анкетный, изучение накопленного опыта в исследуемой области).

Рассмотрим некоторые вышеперечисленные методы более подробно.

Наблюдение — это целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией на бланке или в дневнике на­блюдения с помощью кино-, фото-, радиомагнитофонной аппаратуры. Наблю­дение позволяет сделать необходимый «срез» знаний о наблюдаемом явлении или процессе его динамики. Наблюдение может быть различным:

- неструктурированное (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены общие лишь черты ситуации);

-структурированное (имеется детальный план наблюдения, инструкция, достаточная информация об объекте);

- системно-несистемное.

Выделяют следующие этапы подготовки и проведения наблюдения:

1. Выбор объекта, определение цели наблюдения.

2. Составление плана наблюдения, подготовка документов (в том числе бланков протоколов наблюдения, инструкций для наблюдателя) и оборудова­ния для наблюдателя (аппаратуры).

3. Сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.).

4. Обработка и оформление результатов.

5. Анализ результатов и выводы наблюдения.

Для того, чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и чтобы легче было делать заключения и выводы, результаты наблюдений следует фиксиро­вать в протоколах, таблицах, стенограммах.

Самонаблюдение отличается от наблюдения тем, что наблюдаемый ста­новится соучастником исследования. Психологической основой самонаблюде­ния является подконтрольность действий человека его сознанию. Однако для самонаблюдения всегда характерна определенная субъективность, вследствие чего полученные при самонаблюдении результаты необходимо сопоставлять с данными объективного наблюдения или других методов исследования.

Студенты, приступающие к выполнению дипломных работ, имеют неко­торые представления о теоретических основах и практике применения наблю­дений, сложившиеся в процессе изучения предметов психолого-педагогичес­кого цикла и специальных предметов. И все же студенты-дипломники часто не владеют навыками наблюдения, недооценивают их роль в работе над диплом­ной темой.

Наблюдение обладает определенными достоинствами и недостатками. Сильные стороны наблюдения - возможность целостного изучения объекта или процесса, перспектива использования результатов наблюдения для совершенст­вования и управления процессом, что особенно ценно в процессе дипломирования. Вместе с тем этот метод обнаруживает лишь внешние проявления наблю­даемого процесса, не вскрывая существенных связей, лежащих в его основе, и не позволяет активно вмешиваться в ход событий и изменять складывающиеся ситуации. Поэтому результаты наблюдений должны сопоставляться с данными, которые получены с помощью других методов исследования.

Наряду с наблюдением при подготовке дипломных работ используется метод опроса в устной форме (беседы и интервью), в виде письменного, или анкетного, опроса. Применение бесед и интервью требует от студента-диплом­ника четкой постановки цели, основных и вспомогательных вопросов, созда­ния благоприятного морально-психологического климата и обстановки дове­рия, умения наблюдать за ходом беседы и интервью, направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации. При проведении интервьюиро­вания необходимо учитывать трудности с постановкой уточняющих вопро­сов, которые более широко используются при опросе испытуемых в форме беседы.

Можно выделить следующие особенности анкетного опроса: - возможность охвата большого количества опрашиваемых лиц;

- строгий отбор вопросов, одинаковых для всех, подвергающихся анке­тированию, и даже возможность наличия стандартных ответов на эти вопросы;

- отсутствие необходимости личного контакта исследователя с опраши­ваемыми, так как по его поручению анкетирование могут проводить другие лица;

- возможность широкого применения математических методов обработ­ки результатов.

Составление анкеты для проведения опроса является делом сложным, трудоемким и требует наличия профессиональных навыков. При составлении анкеты можно надеяться получить объективные количественные и качествен­ные характеристики объекта исследования. Все вопросы в анкете следует фор­мулировать четко, чтобы они были понятны респондентам, включая и исполь­зуемые термины. Вопросы должны отвечать следующим требованиям:

- не превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемых;

- не вызывать отрицательных эмоций и не задевать самолюбие респон­дентов;

- не навязывать чужое мнение;

- допускать большую вариативность ответов.

Если анкета для опроса включает значительное количество вопросов, то они группируются по теоретическим блокам. Можно так охарактеризовать не­сколько групп вопросов.

Вопросы, различающиеся по содержанию:

- о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов);

- о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результа­тов деятельности, поведения);

- о личности респондента (так называемая «паспортичка», дающая ха­рактеристику личности респондента).

Вопросы, различающиеся по форме:

- закрытые (к ним дается перечень вариантов ответов);

- открытые (к ним не прилагаются варианты ответов, респондент сам должен сформулировать и вписать ответ);

- полуоткрытые (в них сочетается возможность выбора ответа из пред­ложенных вариантов с возможностью сформулировать и вписать свой ответ).

Последний тип вопросов используется тогда, когда исследователь уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернатив­ными. Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентов только одного варианта ответов (например: «да, участвую», «нет, не участвую»). Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор од­ного или нескольких вариантов ответов (например: «Какой литературой вы пользуетесь при подготовке к семинарам: учебником, монографией, статьями из журналов и газет, методическими пособиями, документами, касающимися образования?»).

Вопросы могут быть прямыми или косвенными. Прямые требуют одно­значного ответа, который, как предполагается, позволит судить о том, как отно­сится респондент к чему-либо. Однако с помощью подобных вопросов трудно выяснить истинное положение дел, поскольку в этом случае человек дает «пра­вильные», по его мнению, ответы, которых, как он думает, от него ждут. Ис­тинное отношение можно с большей достоверностью выявить с помощью кос­венных вопросов (например: «На что Вы опирались, преодолевая трудности, возникшие в ходе педагогической практики?»). Во многих случаях ответ на прямой вопрос не находит подтверждения в ответе на вопрос косвенный.

Вопросы различаются также по функциям: они бывают основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы нацелены на поиск адресата основных вопросов.

При проведении анкетирования имеет значение и композиционное построение анкеты. Обычно в первой ее части содержится обращение к респонденту, где ясно изложены цели и задачи исследования, объяснен порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. При этом в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце - снова легкие, обеспечивает лучшее их восприятие. В конце анкеты, как правило, имеется «паспортичка». Принято также выражать благодарность респонденту за труд по заполнению анкеты.

Методы исследований зависят от вида исследования. Перечислим некоторые виды исследований.

^ Пилотажное исследование - пробное исследование, которое предшеству­ет основному исследованию и организуется с целью проверки качества его под­готовки. В ходе пилотажного исследования уточняются гипотеза, задачи, часто в его ходе формируются новые гипотезы.

^ Панельные исследования - повторные исследования, которые позволяют изучить изменения, происходящие в тех же объектах в течение определенного промежутка времени. Панельные исследования позволяют провести причинный анализ или анализ воздействий.

^ Лонгитюдные исследования — продолжительные исследования, направ­ленные на фиксацию и описание всех этапов развития личности в процессе ее жизнедеятельности. Выделяют социально-педагогические, социально-психоло­гические и социальные лонгитюдные исследования.

^ Полевое исследование - опрос на местах, в естественных условиях, в ус­ловиях повседневной жизни.

Экспериментальные исследования - специально поставленные опыты в определенных условиях. Они бывают естественнонаучные, лабораторные, экс­периментальные и др. Любой эксперимент имеет констатирующий, форми­рующий (созидательный), корректирующий, контрольный этапы.


4-put-vo-tme-kniga-vtoraya.html
4-rabota-s-lestnicej-palkoj-nastavlenie-po-pozharno-spasatelnoj-podgotovke-glava-obshie-polozheniya.html
4-rabskoe-mesto-sergej-ermakov.html
4-raschet-aperiodicheskoj-sostavlyayushej-toka-kz-mezhgosudarstvennij-standart-korotkie-zamikaniya-v-elektroustanovkah.html
4-raschet-i-vibor-posadok-podshipnikov-kacheniya-yu-b-chervach-metrologiya-standartizaciya.html
4-raschet-rabochej-sili-dlya-ceha-oborudovanie-stolovoj-gotovie-resheniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-adaptacionnogo-kursa-dlya-pervokursnikov-biologicheskogo-fakulteta-gouvpo-mgu-im-n-p-ogareva-2010-g-cel-adaptaciya-pervokursnikov-v-universitete-na-fakultete.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novie-postupleniya-v-biblioteku-za-maj-2009g-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-1-sozdanie-novih-form-cherepashki-ih-ispolzovanie-vo-vneshnih-procedurah.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacij-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/punkt-4-povestki-dnya-nauchnie-i-tehnicheskie-voprosi-imeyushie-znachenie-dlya-osushestvleniya-celi-namechennoj-na-2010-god.html
  • student.bystrickaya.ru/2-vneshnyaya-torgovlya-tovarami-programma-geo-10-drofa-vvedenie-geografiya-kak-nauka-metodi-geograficheskih-issledovanij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ul-tarasovskaya-ch-4-nespeshnie-progulki-po-kievu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/15-obet-hvali-1-iscelenie-cherez-hvalu.html
  • turn.bystrickaya.ru/ocenochnie-o-podgotovke-studentov-k-pedpraktike-v-nachalnoj-shkole.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neravenstvo-dohodov-i-problema-ih-viravnivaniya-v-rinochnoj-ekonomike.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomika-predpriyatiya-obshestvennogo-pitaniya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaregistrirovan-minyustom-rossii-17-fevralya-2012-g-registracionnij-n-23239-ob-utverzhdenii-srokov-i-edinogo-raspisaniya-provedeniya-edinogo-gosudarstvennogo-ekzame.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-ekonomika-predpriyatiya-naimenovanie-disciplini-soglasno-uchebnomu-planu.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme-21-razrabotka-rekomendacij-po-sozdaniyu-i-ispolzovaniyu-edinoj-sistemi-obedinenih-gosudarstvennih-i-municipalnih-informacionnih-resursov-zaklyuchitelnij-stranica-23.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-11-ne-uboyus-ya-zla-prosipalsya-ya-medlenno-son-ne-toropilsya-otpuskat-menya-iz-svoih-obyatij-ponezhitsya.html
  • desk.bystrickaya.ru/ohrana-prirodi-v-respublike-kazahstan-spisok-ispolzovannoj-literaturi-i-internet-istochnikov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statisticheskij-analiz-urovnya-zhizni-naseleniya-chuvashskoj-respubliki.html
  • student.bystrickaya.ru/16-potrebitelskij-rinok-malij-biznes-ob-utverzhdenii-kompleksnoj-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23vozdejstvie-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/22-organizacionnaya-harakteristika-ooo-okna-moskvi-sushnost-i-znachenie-buhgalterskij-uchet-sobstvennih-osnovnih.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iii-solnce-i-poklonenie-solncu-mircha-eliade-ocherki-sravnitelnogo-religiovedeniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-12-osnovnim-napravleniem-razvitiya-mashinostroeniya-yavlyaetsya-povishenie-effektivnosti-proizvodstva-uvelichenie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-utverzhdayu-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/otveti-na-voprosi-predprinimatelej-po-itogam-kruglogo-stola-na-temu-tamozhennoe-oformlenie-i-tamozhennij-kontrol-tamozhennaya-logistika-26-05-2011-15-10-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-obyazatelnij-minimum-soderzhaniya-osnovnih-obrazovatelnih-programm.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-ustojchivoe-razvitie-selskih-territorij-na-2014-2017-godi-i-na-period-do-2020-goda-proekt.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-programma-raschetov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/seminar-8-osobennosti-argumentacii-v-recenzii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-formi-i-zhanri-publicistiki.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-periksinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-imeni-geroya-sovetskogo-soyuza-antonova-semena-miheevicha.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-snova-vmeste-chetvero-vsadnikov-nespeshno-vzbiralis-zverinoj-tropoj-vse-vishe-i-vishe-na-granichnij-kryazh.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-proizvedenij-aleksandr-viktorovich-kostyunin-petrozavodsk-20-10-2011-g-soderzhanie-rukavichka-rasskaz-stranica-8.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sfera-regulirovaniya-i-obshie-polozheniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-3-zavisimost-razmernosti-prostranstva-ot-prirodi-processov-priroda-geomagnetizma-s-pozicij-magnitodinamiki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovi-delovoj-perepiski.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-tatarsko-tumbarlinskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.