.RU

4. Нефтяная промышленность - Отчет экспертов



4. Нефтяная промышленность


^ 1. Краткое описание политики, законодательства в России и ЕС. Текущие инициативы.

Россия и ЕС тесно взаимозависимы в отношении поставок нефти. Россия является крупнейшим поставщиком сырой нефти в ЕС, доля российского импорта составляет 32%. Кроме того, ЕС импортирует значительные объемы нефтепродуктов из России (около 35% всего импорта), главным образом, дизельное топливо. Россия является вторым в мире экспортером нефти. По данным на 2010 г.1, объемы экспорта нефти и нефтепродуктов превышают 7 тыс. баррелей/сут. На долю ЕС приходится более 50% от суммарного объема экспорта.

Перспектива на 2050 г.

^ Политика Российской Федерации

В настоящее время объем экспорта российской нефти составляет 250 млн. тонн в год. Россия собирается поддерживать существующий уровень производства и экспорта нефти как минимум до 2030 г.

В то же время, Россия стремится к диверсификации транзитных маршрутов в Европу, в том числе путем модернизации и строительства новых приморских объектов экспортной инфраструктуры (Усть-Луга, Новороссийск), а также посредством создания дополнительных мощностей.

Кроме того, в настоящее время российские нефтяные компании осуществляют интеграцию в сектор даунстрим ЕС.

В краткосрочной перспективе (до 2020 г.) основными целями развития нефтяного комплекса являются:

В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации до 2030 года, существует несколько ключевых факторов:


Кроме того, в соответствии с Энергетической стратегией до 2030 года, принятой Правительством РФ в ноябре 2009 г., Россия поставила цель увеличить долю экспорта жидких углеводородов в восточном направлении с 8% до 22-25% к окончанию третьего этапа осуществления Энергетической Стратегии.

^ Европейская политика

В настоящее время нефть является главным источником энергии в ЕС. В соответствии со сценарием текущей политики Международного энергетического агентства, доля нефти в спросе ЕС на первичные энергоресурсы за 2008-2035 гг. может снизиться с 35% до 29%. Это может привести к снижению потребления нефти в ЕС с 606 млн. тонн до 537 млн. тонн в нефтяном эквиваленте (-11%)2. Тем не менее, ЕС ожидает рост зависимости от импорта нефти с 82% в 2005 г. до 94% в 2030 г.

Тенденции развития после 2030 г. являются гораздо более неопределенными. На глобальном уровне, по сценариям3 Международного энергетического агентства, представленным в «Blue Map», ожидается сокращение потребления нефти на 27% по сравнению с уровнем 2007 года. В Европе4 снижение, как ожидается, будет более значительным (-51%). Это возможно в связи с сокращением потребления топлива на транспорте наполовину (электрический транспорт и ТС с подключаемыми гибридными блоками станут более распространенными). В настоящее время Еврокомиссия работает над формированием долгосрочных сценариев до 2050 года. Эта работа должна быть выполнена к концу 2011 года.

Сохраняется значительная неопределенность в отношении спроса на нефть в Европе. Так, существует несколько факторов, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние:




^ 2 . Контекст, возможные взаимные интересы и предпосылки для расширения сотрудничества:

Россия и ЕС имеют общие интересы в сфере энергетической безопасности (безопасность поставок - со стороны ЕС, надежность спроса - с российской стороны), а также по вопросам прогнозов развития и стабильности нефтяных рынков. Как часть этой общей заинтересованности, развитие инфраструктуры и инвестиций в рамках производственно-сбытовой цепочки имеют решающее значение.

Повышение эффективности добычи, транспортировки и потребления нефти требует постоянного внимания. В частности, использование технологий улавливания и хранения углерода является частью глобальных усилий по снижению выбросов углерода, связанных с нефтью.

^ 3. Желаемый результат сотрудничества и преимущества, которые оно может принести:

Ключевые темы для сотрудничества могли бы включать:

а) Обмен информацией о перспективах поставок нефти и спроса на нефть.

Прогнозируемость развития рынка нефти находится в центре внимания России и ЕС. Поэтому обмен прогнозами в отношении будущего спроса на нефть в целях разработки более ясного видения ситуации и увеличения надежности поставок и обеспечения спроса является требуемым результатом в подготовке «Дорожной карты» Россия - ЕС в сфере энергетики.

К требующим рассмотрения факторам относится реструктуризация нефтеперерабатывающего сектора ЕС, планы РФ по модернизации нефтеперерабатывающих заводов, которые могут изменить качество и направление экспорта нефтепродуктов.

Россия и ЕС разделяют важность обеспечения ровня прозрачности нефтяных рынков и поддерживают усилия международных организаций по повышению уровня полноты, своевременности и достоверности «Совместной инициативы в области информации по нефти».

b) Обмен информацией и сотрудничество в инфраструктурных проектах

(i) В качестве ключевого предмета взаимного интереса следует рассматривать адекватность существующей инфраструктуры потребностям в ней для осуществления поставок нефти и нефтепродуктов из России на рынки ЕС.

В Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года в качестве одной из целей названа диверсификация маршрутов транспортировки нефти.

ЕС также ставит задачу расширить нефтяную инфраструктуру в целях повышения безопасности поставок и минимизации воздействия транспортировки нефти на экологию. В первую очередь ЕС подчеркивает важность поддержания существующей пропускной способности системы трубопроводов "Дружба",– основного маршрута поставок нефти для многих европейских стран. Помимо этого с целью обеспечения непрерывности поставок ЕС намерен повысить совместимость функционирования трубопроводной сети Центрально-Восточной Европы посредством усиления связей различных систем и устранения "узких мест" и/или обеспечение поставок в реверсном режиме.

Тесная координация между ЕС и Россией уже осуществляется в рамках тематической группы №2 Энергодиалога Россия-ЕС (Подгруппа по инфраструктурным проектам), которая может служить хорошей основой для углубления этой работы. Необходимо также идентифицировать препятствия на пути реализации необходимых инфраструктурных проектов, если таковые имеются, и пути их преодоления.

В частности, могут быть дополнительно изучены следующие области сотрудничества:

(ii) Еще один ключевой вопрос, представляющий общий интерес, - это будущее существующей инфраструктуры, особенно транзитных трубопроводов. В качестве тем для обсуждения можно выделить формирование поставок в будущем, инвестиции, вопросы обеспечения надежности и безопасности поставок, а также сохранности поставок на действующих маршрутах и возможности привлечения транзитных стран.

(с) Инвестиции

Осуществляется успешное сотрудничество между компаниями России и ЕС в нефтяной сфере в области добычи и переработки. При этом российские компании инвестируют в сектор переработки и сбыта нефтепродуктов в ЕС , а европейские компании - в российский сектор «апстрим».. Эти формы сотрудничества являются ключевыми для повышения энергетической безопасности ЕС, одновременно с повышением безопасности спроса для России.

Обе стороны ожидают продолжения и углубления этого успешного сотрудничества, подчеркивая, важность создания инвестиционного климата, а также развития отношений между Россией и ЕС с учетом таких принципов как свобода транзита, безопасность, предоставление инвестиционных возможностей и соответствие нормам международного права.

Между тем в области разведки и разработки новых месторождений ситуация становится все более сложной5. Дальнейшее техническое сотрудничество между компаниями России и ЕС, в частности за счет участия компаний ЕС в развитии российской нефтяной отрасли и наоборот, может способствовать обеспечению безопасности поставок и спроса на энергоресурсы и устойчивости развития.

В данном контексте необходимо отметить, что взаимопроникновение капиталов могло бы способствовать надёжному обеспечению энергетической безопасность сторон, совмещая взаимные интересы и риски поставщиков и потребителей природных ресурсов.

(d) Налоговое законодательство

Обсуждение возможных изменений налогового регулирования и их последствий для России и ЕС. Для обеих сторон важно понимать как те или иные изменения в национальном законодательстве могут повлиять на потребителей и производителей нефти и нефтепродуктов в их регионах.

(e) Энергосбережение

Энергосбережение является ключевым фактором в борьбе против изменения климата, и может стать направлением сотрудничества между Россией и ЕС как в отраслях нефтедобычи и транспортировки нефти, так и в нефтепереработке.

В соответствии с Энергетической стратегией РФ, энергосбережение в нефтяном комплексе будет осуществляться в следующих основных областях:

Возможность расширения сотрудничества с компаниями ЕС и научно-исследовательскими центрами для достижения этих целей могут быть дополнительно изучены.

(f) Декарбонизация

Декарбонизация использования углеводородного сырья, в том числе с применением УХУ, может быть важной темой для сотрудничества, так как быстрое продвижения в данном направлении может повлиять на будущее углеводородов в энергетическом балансе Европы.

Другими потенциальными областями для сотрудничества между компаниями России и ЕС, а также научно-исследовательскими институтами в области декарбонизации являются:

Обсуждение системы торговли квотами на выбросы и ее влияние на развитие нефтяной отрасли, включая нефтепереработку.

^ 4. Этапы и предлагаемые меры

Большинство из указанных вопросов могут быть рассмотрены в рамках существующих тематических групп Энергодиалога Россия-ЕС.

По некоторым вопросам может потребоваться более высокая вовлеченность тематических групп в краткосрочной перспективе, в частности, при обсуждении пунктов a) и b). Первоначальные меры могут быть направлены на уточнение прогнозов спроса и предложения после того, как будут доступны сценарии ЕС, затем может быть проведен специальный анализ состояния инфраструктуры.

В перспективе, регулярные обновления прогнозов показателей спроса/ предложения могут быть полезны для повышения уровня прогнозируемости рынка.


5. Энергоэффективность


Введение

Ключевая цель совместной работы экспертов при разработке «Дорожной карты сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050» в области энергоэффективности - определение приоритетных областей, представляющих интерес для обеих сторон, с целью организации сотрудничества в будущем. Основное внимание уделяется обмену положительным опытом, гармонизации нормативно-правовой базы и целей, снижению рыночных барьеров.

Более эффективное использование и преобразование энергетических ресурсов во всех секторах экономики составляет приоритет в осуществлении энергетической и климатической политики. Учитывая данные условия, анализ проводимой энергетической политики и связанных с ней целей в области энергоэффективности служит основой для определения областей дальнейшего сотрудничества.

В ЕС и России отмечают следующие общие исходные условия, способствующие взаимовыгодному сотрудничеству в сфере энергоэффективности:

В то же время существуют значительные различия в исходных условиях повышения энергоэффективности в России и ЕС, которые могут быть исключены из дальнейшего анализа основ сотрудничества. Например, существующие в настоящее время значительные различия в налогообложении в энергетике, что обеспечивает более высокий потенциал рентабельности в сфере энергоэффективности в ЕС.

Механизмы разработки законодательства в России и ЕС также различаются. В России основное законодательство принимается на федеральном уровне, в то время как в ЕС эти функции разделены между Европейской комиссией и национальными правительствами. В результате существует широкий арсенал политических мер для сектора конечного энергопотребления. Оценка отдельных законодательных мер или инструментов (в том числе в промышленности) могут стимулировать передачу опыта или развитие новых видов деятельности в странах-членах ЕС и в России.

^ 1. Сотрудничество России и ЕС в сфере энергоэффективности

Принятие в 2009-2010 годах в России нового законодательства по энергоэффективности, а также разработка «Дорожной карты» ЕС по энергоэффективности до 2050 года (обзор текущего законодательства по энергоэффективности приведен в Приложении 1) служат стимулом для расширения сотрудничества России и ЕС. Успешному партнерству России и ЕС способствуют общность целей по повышению энергоэффективности экономик, географическая близость и налаженные экономические и политические связи сторон.

^ Основные направления сотрудничества России и ЕС в сфере энергоэффективности включают:

Среди барьеров, которые в той или иной мере препятствуют ускоренному развитию сотрудничества России и ЕС в сфере энергоэффективности, можно выделить следующие:

^ Механизмы сотрудничества, которые способствуют устранению перечисленных выше барьеров и служат стимулами для новых совместных проектов, включают в себя механизмы, предусмотренные в рамках «Энергодиалога Россия-ЕС», инициативы «Партнерство для модернизации» и двусторонних министерских и межправительственных комиссий, комитетов по торгово-экономическим вопросам. Разрабатываемая «Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 года» также позволит активизировать сотрудничество в сфере энергоэффективности и будет стимулировать развитие сотрудничества в целом.

^ 2. Ожидаемые результаты сотрудничества

Положительными результатами сотрудничества России и ЕС можно будет считать:

Развитие различных форм партнерства создает преимущества как для России, так и для стран ЕС за счет снижения стоимости энергоресурсов, создания новых рабочих мест в промышленности и в ряде секторов сферы услуг, уменьшения количества вредных выбросов в атмосферу, а также за счет вклада в борьбу с изменениями климата и соответствующего снижения расходов на адаптацию к климатическим изменениям.

Преимущества для ЕС включают:

^ Преимущества для России включают:

^ 3. План развития сотрудничества в краткосрочной и долгосрочной перспективе

План работ по развитию сотрудничества в области энергоэффективности можно разделить на два основных этапа (детальный план развития сотрудничества приведен в Приложении 2).

В течение 2011-2030 годов приоритеты будут включать гармонизацию нормативно-правовой базы в сфере энергоэффективности, а также разработку совместного плана перехода к низкоуглеродной экономике. Анализ и гармонизация законодательства и целей будут проводиться на взаимовыгодных для сторон условиях, с учетом сложившихся политических, экономических, социальных и климатических условий.

В течение этого периода на основе исследований будет подготовлен совместный план перехода к энергоэффективной низкоуглеродной экономике. ЕС и Россия будут последовательно осуществлять сначала пилотные, а затем крупномасштабные проекты в сфере энергоэффективности. В результате будет повышена энергетическая эффективность на различных уровнях экономики, будет систематизирован опыт по финансированию проектов, улучшению технологических процессов, модификации существующих производственных линий, поддержанию или улучшению качества товаров/услуг, оценке потенциала различных технологий энергоэффективности и др.

Планируется, что к концу этапа будет завершен процесс гармонизации законодательства и системы технических стандартов, также планируется выполнять мероприятия по развитию рынка энергосервисных компаний в ЕС и России. За счет устранения торгово-экономических барьеров к концу этапа будет создан общий рынок в сфере энергоэффективности и, возможно, в других сферах экономики России и ЕС.

Кроме этого предполагается проведение совместных исследований и реализация крупных промышленных проектов в области энергоэффективности.

На период с 2031 по 2050 годы запланировано выполнение завершающих мероприятий по переходу к низкоуглеродной экономике, а также изменение программ сотрудничества и выполнение новых планов действий.

На всех этапах особое внимание уделяется совместным исследованиям, обмену положительным опытом в сфере политики энергоэффективности, повышению информированности различных групп конечных потребителей энергии и сектора трансформации энергии о потенциале и приоритетах в области энергоэффективности. В результате данной деятельности появится возможность улучшить научную базу в области энергоэффективности в различных отраслях экономики и разработать новейшие технологии в этой сфере. Усиливающаяся пропаганда энергоэффективности среди различных групп населения будет способствовать устранению информационных барьеров для сотрудничества, и будет стимулировать формирование энергоэффективного общества.


Приложение 1

^ Текущее законодательство ЕС и России в области энергоэффективности


Государственная политика России в сфере энергоэффективности

Основные документы, отражающие политику России в области энергоэффективности: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и Указ Президента РФ №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Государственная политика направлена на повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также на рост уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Государственные задачи включают снижение энергоемкости ВВП России на 40% к 2020 году по сравнению с 2007 годом; стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности за счет технологического развития и модернизации экономики страны в целом.

В «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» энергоэффективность экономики и экологическая безопасность энергетики определены как стратегические приоритеты для России.

Основные стратегические мероприятия в этой области включают:

^ Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009 года заложил правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В законе содержатся:

^ Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», принятая в декабре 2010 года, направлена на поддержку реализации региональных программ энергоэффективности и должна обеспечить сокращение энергоемкости ВВП России на 13,5%.

Финансирование Государственной программы будет осуществляться из федерального и региональных бюджетов, а также за счет внебюджетных средств. Объем федерального финансирования составляет 70 млрд. руб. (прибл. 1,75 млрд. евро) на весь период действия программы и будет направлен в основном на софинансирование региональных программ энергосбережения. Также в рамках Государственной программы предоставляются государственные гарантии по кредитам на реализацию проектов по повышению энергоэффективности в размере 100 млрд. руб. (прибл. 2,5 млрд. евро).

В настоящее время проводится работа по разработке и принятию большого числа подзаконных нормативных актов по различным направлениям. Эти направления включают стимулирование реализации мероприятий по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования для энергоемких видов деятельности, методики расчета стратегических целевых показателей в области энергетической эффективности, создание технических условий на оснащение системами и приборами учета используемых энергетических ресурсов и др.


^ Политика ЕС и стран-членов ЕС в области энергоэффективности

Для борьбы с изменениями климата и сдерживания увеличения температуры поверхности Земли не более чем на 2°C в период за 1880-2100 гг., Совет Европы вновь подтвердил в феврале 2011 года цель по снижению выбросов парниковых газов на 80-95% к 2050 году по сравнению с уровнем 1990 года.

Использование эффективных технологий  по использованию и преобразованию энергии представляет собой наиболее быстрый и экономичный способ достижения стратегических целей ЕС в области энергетики по борьбе с изменениями климата, обеспечению надежности энергоснабжения,  созданию конкурентоспособных и ресурсоэффективных экономик, созданию новых рабочих мест, сокращению затрат на энергопотребление у населения и, в целом, улучшению условий жизни общества. Признано, что спрос на первичные энергоресурсы в ЕС можно сократить, по крайней мере, на 20% (370 млн. т н. э, или более 15000 ПДж) к 2020 году по сравнению со сценарием «бизнес как всегда» за счет рентабельных инвестиций и организационных мер.

В «Плане действий по энергоэффективности», принятом Европейской комиссией в октябре 2006 года, разработана четкая структура принятия законодательных актов, разработки политики и осуществления мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности. План действий направлен на интенсификацию процесса повышения энергоэффективности и достижения количественного показателя в 20%. В данном плане выделены шесть ключевых областей с наибольшим потенциалом энергосбережения и предложены 85 мер, которые должны быть выполнены на уровне ЕС, на национальных и местных уровнях:

(1) Требования по энергоэффективности для производства продукции, зданий и услуг. По этому направлению разработано законодательство в области строительства и продукции («Директива ЕС по энергетическим показателям зданий» (2002/91/EC), рамочные директивы по экодизайну (2005/32/EC) и маркировке энергопотребления (92/75/EEC). В 2008 году были приняты законодательные акты по производству электромоторов, телевизоров, бытовому, уличному и офисному освещению. Планируется принять регулирующие документы по водонагревательным приборам, оборудованию кондиционирования и вентиляции. Большое значение имеет Директива ESD, касающаяся энергоэффективности у конечных пользователей и энергосервису. Данная директива также включает национальные планы действий по энергоэффективности (NEEAPs).

(2) Энергоэффективность в сфере производства электро- и теплоэнергии. По данному направлению один из основных документов – директива ЕС по когенерации.

(3) Транспорт. В эту сферу включены вопросы, связанные со снижением выбросов CO2 при использовании новых легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, повышением эффективности использования топлива, энергоэффективности в авиации, использованием схемы торговли квотами на эмиссии.

(4) Вопросы финансирования и ценообразования, включающие инновационные финансовые инструменты, разработанные Европейским Инвестиционным Банком, Европейским Банком Реконструкции и Развития, национальными банками развития.

(5) Изменение поведения потребителей энергии. Мероприятия по данному направлению описаны в текущем «Плане действий по энергоэффективности» (EEAP) и «Пакте мэров», который был поддержан в 1900 городах с общим населением более 120 млн. человек. «Пакт мэров» европейских городов предусматривает снижение выбросов парниковых газов более, чем на 20% за счет разработки и исполнения «Планов действий по устойчивой энергетике» (SEAPs).

(6) Международное партнерство осуществляется в рамках Международного Партнерства Правительством РФ).

По последним оценкам мероприятий по повышению энергоэффективности в странах-членах ЕС (до декабря 2009 г.), снижение спроса на первичные энергоресурсы к 2020 году составит не более половины от запланированного уровня. В связи с этим необходимо разработать и выполнить дополнительные законодательные меры в ЕС и в странах-членах.

Приложение 2


4-tipologiya-obshestvennoj-organizacii-koncepciya-postindustrialnogo-obshestva.html
4-too-building-corporation-konkursnaya-komissiya-v-sostave-predsedatel-komissii.html
4-totalitarizm-koncepciya-i-realnost-voprosi-i-zadaniya.html
4-trebovaniya-k-blankam-dokumentov-i-oformleniyu-dokumentov-rabochaya-programma-vspomogatelnoj-disciplini-mashinopis.html
4-trebovaniya-k-obyazatelnomu-minimumu-soderzhaniya-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-080508-informacionnij-menedzhment.html
4-trebovaniya-k-osnovnim-obrazovatelnim-programmam-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/d-semerichnost-v-ekzotericheskih-trudah-tajnaya-doktrina.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vneauditornoj-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline-istoriya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/ego-pamyat-na-podrobnosti-svyazana-s-tem-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/habarovskij-torgovo-ekonomicheskij-tehnikum-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-po-tekushemu-kontrolyu-znanij-habarovsk-2014-vvedenie.html
  • bystrickaya.ru/zadachi-funkcionalno-planirovochnoj-organizacii-na-razlichnih-gradostroitelnih-urovnyah-40-4-goroda-41.html
  • letter.bystrickaya.ru/municipalnij-zadanie-dlya-byudzhetnih-uchrezhdenij-za-3-goda-analiz-socialnih-uslovij-deyatelnosti-kolichestvo-i-socialnij-sostav-mikrorajona-gde-raspolozheno-udod.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstaviteli-obshestvennosti-vnov-prizivayut-pereimenovat-sverdlovskuyu-oblast-gosduma-rf-monitoring-smi-23-maya-2008-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-po-specialnosti-270103-stroitelstvo-i-ekspluataciya-zdanij-i-sooruzhenij-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vitek-shiroko-ulibaetsya-obnazhaya-silno-prorezhennie-zhiznyu-korichnevatie-zubi-semenova-on-uvazhaet-i-lyubit-pri-sluchae-skazat-chto-mol-ti-sergeich-namekni-es-stranica-7.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-1-koncepciya-marketinga-obrazovatelnih-uslug-httpmou-marketologi-ruindex-html.html
  • lesson.bystrickaya.ru/storya-vjskovo-povtryanih-sil-ukrani-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/strategemi-voennie-hitrosti-strategemi-voennie-hitrosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezhim-tuner-ustrojstvo-radiopriemnoe-marantz-s-r50-04sr6004-rukovodstvo-po-ekspluatacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/hai-stevan-l-evti-mo-zhivotni-put-puteshestvi-a-stranica-14.html
  • report.bystrickaya.ru/ill-be-your-mirror-izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkin-pri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-konferencii-budet-rassilatsya-vsem-uchastnikam-po-elektronnoj-pochte-pechatnij-variant-budet-vislan-v-adres-rukovoditelej-vashih-organizacij-razmeshenie-inogorodnih-uchastnikov.html
  • student.bystrickaya.ru/10-00-11-30-pervaya-sekciya-analiticheskij-partner-analitika-treh-rinkov-ot-vedushih-analitikov-i-ekspertov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroenie-atoma-himicheskaya-svyaz.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-stranica-12.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-razvitiya-skorostno-silovih-kachestv-yunih-futbolistov-10-18-let.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-kulturnij-servis-i-turizm-gosi-2003g-chast-27.html
  • report.bystrickaya.ru/inna-petrovna-krutikova-hudozhestvennij-rukovoditel-i-dirizher-orkestra-russkih-narodnih-instrumentov-kadans-direktor-muzikalnoj-shkoli-kadans-tel-26043055.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vpishi-sam-stranica-13.html
  • control.bystrickaya.ru/biznes-naruzhnoj-reklami.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-raschet-ekonomicheskogo-effekta-diplomnij-proekt.html
  • student.bystrickaya.ru/32-professionalnie-kompetencii-po-napravleniyu-po-napravleniyu-podgotovki-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-distancionnogo-vipolneniya-raschetno-graficheskoj-raboti-po-razdelu-elektrotehniki-elektricheskie-mashini-peremennogo-toka.html
  • klass.bystrickaya.ru/astana-alasi-66-mektep-licej-aza-tl-men-debiet-pnn-malm-zhumabaeva-gulmira-zhantleuovna-tairibi-bayandauish-masati.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-konferenciya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-struktura-pedagogicheskoj-psihologii-svyaz-pedagogicheskoj-psihologii-s-drugimi-naukami.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-1-istoki-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-kriminologicheskoj-nauki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-27-dekabrya-2010-g-stranica-22.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-po-viyavleniyu-i-sohraneniyu-biologicheski-cennih-lesov-zao-shuyales.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-m-tanaev-ponyatie-risk-v-grazhdanskom-kodekse-rossijskoj-federacii-stranica-14.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svobodnaya-oferta-metodicheskie-ukazaniya-po-samostoyatelnoj-rabote-studentov-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-disciplina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.