4. Некоторые выводы - Конституционное право государств Европы
.RU

4. Некоторые выводы - Конституционное право государств Европы


^ 4. Некоторые выводы


1. После политических переворотов в социалистических государствах Восточной Европы и Союза Советских Социалистических Республик (1989-1991 гг.) частная собственность безраздельно господствует во всех государствах Европейского континента *(5)

2. Большинство конституций государств Европы устанавливает новую экономическую структуру общества, структуру, которая основывается на идее о том, что демократическое развитие современного капиталистического общества может быть обеспечено лишь при условии признания и использования разных форм собственности, а также существенном ограничении права частной собственности. Эти конституции отвергают старую, отжившую свой век либеральную, "людоедскую" концепцию о безраздельном господстве в обществе частной собственности.

3. Конституции ряда государств Европы ограничивают право частной собственности с точки зрения объекта собственности. В этих странах в частной собственности не могут находиться, как правило, недра, воды, растительный и животный мир. Следовательно, их конституции запрещают право частной собственности как полное, абсолютное право.

4. Конституции отдельных стран Европы лишают иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц права частной собственности на землю. Подобный запрет, несомненно, направлен на обеспечение национальной независимости и защиту права собственных граждан на земельную собственность.

5. В конституциях многих зарубежных европейских государств содержатся предписания, запрещающие создание монополий в каких бы то ни было формах. Подобные предписания направлены, во-первых, на защиту общества от экономического произвола монополистического капитала и, во-вторых, на обеспечение противодействия формированию монополистических объединений, являющихся, как свидетельствует история, экономическим фундаментом режимов фашистского толка.


^ § 2. Планирование как конституционно-правовой институт

1. Предварительные замечания


В современной России термин "государственное планирование" приобрел сугубо негативное звучание. Такое значение придали ему так называемые реформаторы, утверждавшие, что если в стране работает рыночный механизм, то рядом с ним Госплану не место. Под их нажимом плановое регулирование было замещено неопределенным понятием "государственное регулирование". Ни в Конституции РФ, ни в других законах об экономическом строе нет указания на роль планирования и отношений плановости. Система долгосрочных, среднесрочных и текущих планов была заменена понятием долгосрочного, среднесрочного и текущего прогнозирования.

Из бывшего многообразия элементов планирования в государственном прогнозировании сохранена лишь разработка ограниченного набора государственных целевых программ. Эти программы в системе централизованного планирования считались важным структурным элементом государственных планов экономического и социального развития, нередко имели и надплановый характер. В новых условиях государственные и другие программы существуют, но сколько-нибудь заметного влияния на ход экономических и социальных процессов в стране, как известно, не оказывают.

Между тем мировой опыт регулирования рыночной экономики во многих странах свидетельствует, что наряду с рыночными регуляторами существует система государственного регулирования экономики, включающая централизованное прогнозирование, планирование и программирование социальных и экономических процессов. Регулирующая функция государства в целом опирается на систему прогнозов, планов развития, программно-целевые методы и тесно увязывается с системой экономических регуляторов на основе законов о планировании национального развития. Иначе, речь идет о планово-рыночных регуляторах как системе государственного регулирования экономических, научно-технических, социальных, экологических и других процессов жизнедеятельности общества. Признано, что регулировать эти процессы только через рыночные механизмы в наше время затруднительно. "Более того, современный опыт позволяет сделать вывод, что именно планирование есть первый признак цивилизованной экономики" *(6) .

С помощью плановых регуляторов государство стремится оптимизировать структуру экономики и деятельность хозяйствующих субъектов. Именно поэтому роль таких регуляторов, содержание и методы осуществления намеченного определяются в конституциях (основных законах), обыкновенных законах и других нормативных правовых актах.

"Конечно, степень развития плановой системы не везде одинакова. Но чтобы в какой-то развитой стране вообще отрицали планирование и регулирование - такого мы уже не найдем. Больше или меньше плановых начал и регуляторов - так вопрос действительно ставят. Но быть или не быть планированию - уже не ставят, ибо планирование - такое же завоевание прогресса и человеческой цивилизации, как достижения электроники и космонавтики" *(7)

И хотя конституционное обеспечение планирования не во всех странах четко выражено и его нельзя признать исчерпывающим, тем не менее общие начала конституционного регулирования планирования заложены во многих зарубежных конституциях как признание важной роли плановых государственных регуляторов в рыночной экономике.

Для нашей страны характерны резкие и контрастные экономические преобразования и социальные сдвиги, угрожающее возрастание масштабов антропогенных воздействий и общее ослабление механизма государственности. Поэтому для российской науки, политики, практики "изменение" является одним из самых необходимых понятий, когда речь идет об осознании настоящего и будущего страны, а идея "изменения" вполне претендует на главный инструмент анализа государственной и социальной жизни и развития экономики.

Американский теоретик и практик планирования Рассел Акофф всю проблематику планирования трактует в аспекте проектирования, оценки, отбора и реализации изменений. Речь идет не только о приспособлении экономической системы к изменениям, происходящим в ее окружении, но и о сознательном ее воздействии на это окружение, об инициировании в нем сдвигов, целесообразных с точки зрения системы. Одним словом, ученый утверждает, что действительная функция планирования - создавать будущее. Кто не планирует, тот будет планируемым *(8) .

Как известно, процедуры составления советских планов основывались на взаимодействии многих субъектов, представлявших различные экономические и социальные объекты, общественные группы, подсистемы и структурные элементы социально-экономической системы. Принцип партисипативного планирования (от англ. participation - участие) Р. Акофф считает одним из ключевых в организации процесса планирования. Партисипативное планирование "...означает прямую вовлеченность в процесс планирования всех тех, кого оно непосредственно затрагивает" *(9) .

Кроме принципа участия Р. Акофф отмечает еще два фундаментальных принципа, необходимых для организации процесса планирования - непрерывности и холизма. Эти принципы также хорошо известны теории и практике социалистического планирования.

Принцип сочетания перспективного и текущего планирования обеспечивал непрерывность и преемственность в плановой деятельности государства, обновляемость планов разной длительности. Принцип холизма, в интерпретации Р. Акоффа, сводится к координации планов по горизонтали и их интеграции по вертикали, что составляло существо планирования комплексного развития народного хозяйства.

Очень современны идеи Р. Акоффа о социальной роли планирования, социальной ответственности корпораций и др.

Из изложенного следует, что такой вид государственной деятельности, как прогнозирование и планирование социально-экономического развития в странах с рыночной экономикой, нельзя считать случайным.

Гигантская концентрация и интернационализация капитала, обобществление производства достигли наивысшей ступени для современного общества и имманентно обусловливают необходимость государственного регулирования как производства, так и потребления *(10) .

Это неизбежно приводит к тому, что функционирование социального рыночного хозяйства начинает приобретать черты, не свойственные ему ранее. Одной из таких основных черт и является государственное планирование (прогнозирование). Данный вид государственной деятельности, нацеленный на обеспечение социально ориентированного экономического порядка, оказывает решающее влияние на качество не только политической, экономической и социальной жизни государства, но и на его законодательство.



4-trebovaniya-k-proizvodstvennim-instrukciya-ob-ohrane-truda-pri-vipolnenii-rabot-po-izgotovleniyu-konstrukcij-stroitelnih.html
4-trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-disciplini-profil-biologiya-annotaciya-k-programmam-disciplin-modulej.html
4-trebovaniya-k-upravlencheskim-resheniyam-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-menedzhmenta-specialnost.html
4-trebovaniya-k-vipusknoj-kvalifikacionnoj-rabote-omskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-f-mdostoevskogo.html
4-trudoemkost-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-bakalavriata-realizuemaya-vuzom-po-napravleniyu.html
4-tvorenie-igumen-ilarion-alfeev.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stepeni-mnimoj-edinici-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-fiziko-matematicheskogo-fakulteta-voronezh-2010.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/a-v-smirnova-nauchnij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specializaciya-banki-i-bankovskaya-deyatelnost.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-9-oktyabrya-2011-g-krasnoyarsk-akademgorodok-napravleniya-raboti-seminara.html
  • college.bystrickaya.ru/3-chelovecheskij-faktor-v-obespechenii-proizvodstvennoj-bezopasnosti-uchebn-o-metodicheskoeposobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2003.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-11-8-klass-02-09-2010-g-tema-uroka-chto-izuchaet-fizicheskaya-geografiya-rossii.html
  • education.bystrickaya.ru/10-vrazhdebnij-test-2-strelku-vniz-ya-zamenil-na-zakrituyu-figurnuyu-skobku-.html
  • letter.bystrickaya.ru/monografiya-psihoterapiya-nevrozov-u-detej-i-podrostkov-eto-podrobnoe.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhegodnij-publichnij-otchet-direktora-mou-sosh-4-centralnogo-rajona-g-krasnoyarska-sachkova-v-m-celi-publichnogo-otcheta-stranica-7.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekzegeza-odnogo-mifa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skryabin-a-super-dance-xxl.html
  • crib.bystrickaya.ru/inogda-oni-vozvrashayutsya-dvazhdi-ministr-goda.html
  • knigi.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-17-chas-vsego-75-chasov-zachet-10-semestr-201-rabochaya-programma-sostavlena-na-osnovanii-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-po-specialnosti-060101-lechebnoe-delo-mo-rf-moskva-2002.html
  • college.bystrickaya.ru/1-neobhodimost-religioznoj-tochki-zreniya-v-predvaritelnie-voprosi-242.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sotrudnichestvo-arharinskogo-rajona-so-stranami-atr.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-pribili-rentabelnosti-rabot-i-uslug.html
  • school.bystrickaya.ru/croki-v-grazhdanskom-prave-chast-9.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-lekcij-k-kursu-e-s-balabanovoj-socialno-ekonomicheskaya-zavisimost-kak-fenomen-massovogo-soznaniya-i-strategiya-ekonomicheskogo-povedeniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/efremov-danila-efremovich.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-29-marta-2010-god.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ukrainskaya-moda-kak-fenomen-v-mirovoj-kulture.html
  • books.bystrickaya.ru/elektrichestvo-i-chelovek-kafedra-teorii-i-metodiki-estestvennonauchnogo-obrazovaniya-voipkipro.html
  • klass.bystrickaya.ru/almati-2011-testovie-voprosi-msfo-ias1-predstavlenie-finansovoj-otchetnosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2obshie-polozheniya-obshie-svedeniya-o-procedure-zaprosa-predlozhenij-1-uvedomlenie-o-provedenii-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-i-visshee-gorod-specialnost-06-15-marketing-pp.html
  • institut.bystrickaya.ru/tyutchev-f-i-polnoe-sobranie-sochinenij-pisma-v-6-ti-tomahsost-v-n-kasatkin.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kultura-povedeniya-v-obshestvennih-mestah.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tigr-v-labirinte-put-mastera.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadanie-12-kolonchatie-teksti-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-izucheniyu-tekstovogo-processora-word-2003.html
  • spur.bystrickaya.ru/laboratornoj-raboti-stranica-5.html
  • education.bystrickaya.ru/3-uchebno-metodicheskie-materiali-po-discipline-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-istoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-prilozheniya-61-polozhenie-o-klube-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shestaya-lekciya-bazel-20-sentyabrya-1912-g-cikl-iz-desyati-lekcij-prochitannih-v-bazele-s-15-po-24-sentyabrya-1912.html
  • grade.bystrickaya.ru/nirvana-eto-ved-ochen-prosto-ot-ngomo-stih-i-meditaci-i-ot-boga-i-o-puti-k-bogu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-buhgalterskij-uchet-analiz-audit.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.