.RU

4. Объем дисциплины и виды учебной работы - Примерный учебный план приложение 2 Примерные перечни дисциплин для...



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

^ Общая трудоемкость дисциплины определяется вузом самостоятельно, но не может составлять менее 3 зачетных единиц (в соответствии с ФГОС).

Рекомендуемый объем дисциплины в соответствии с учебными планами вузов-участников Консорциума от 5 до 10 зачетных единиц.

Суммарная трудоемкость аудиторных занятий должна составлять не более 50% от общей трудоемкости освоения дисциплины. Рекомендуемая доля аудиторной работы – 40-45%. Время на подготовку к экзамену, если он предусмотрен, следует включать в самостоятельную работу.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры













^ Аудиторные занятия (всего)
















В том числе:
















Лекции
















Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















^ Самостоятельная работа (всего)
















В том числе:
















Курсовая работа
















Реферат (эссе)
















^ Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка к зачёту, экзамену
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость (час., зач. ед.)

































^ 5. Содержание дисциплины.

5.1. Содержание разделов дисциплины.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Эволюция системной парадигмы социологического мышления: структурный функционализм


Системный анализ и функционалистская парадигма: основные идеи, принципы и методологические установки. Теория социального действия. Теория социальной системы. Структурно-функциональная концепция социальных изменений. Критики и сторонники парсонсианской перспективы в социологической теории. Критика структурно-функциональной «ортодоксии» - Ч.Р. Миллс, А. Гоулднер и др. Роберт Мертон: «критическая» версия в изложении идейных оснований структурно-функционалистской парадигмы.

Основные оппоненты структурного функционализма: социологическая теория конфликта, «критическая теория», альтернативная социология, идеология «новых левых».

2.

Феноменологическая перспектива в социологической теории


Постановка и попытки теоретического описания проблемы интерсубъективности. Феноменологическая социология Альфреда Шютца.

Феноменологическая социология знания Питера Бергера и Томаса Лукмана. Концепция «социального конструирования реальности». Феноменологическая социология на американской почве: «этнометодология» Г. Гарфинкеля и «когнитивная социология» А. Сикурела. Позиции феноменологической традиции в современной западной социологии.

3.

^ Западная теоретическая социология конца XX – нач. ХХI вв.: основные школы, направления и тенденции интеллектуального развития


Неофункционализм и «культуральная социология» (Дж. Александер). Социологическая система Н. Лумана.

Социологическая теория Ю. Хабермаса.

Теория социального конфликта в ее «диалектической» (Р. Дарендорф) и «функционалистской» (Л. Козер) версиях.

«Структурная социология» Э. Тирикьяна. Альтернативная (леворадикальная) социология (А. Горц, Фр. Ферраротти). Мир-системная теория И. Валлерстайна. Историческая макросоциология, неовеберианство и неомарксизм (Р. Коллинз и др.).

Социологическая теория П. Бурдьё, ее основные понятия («поле», «габитус» и др.). Теория структурации Э. Гидденса. Социологические теории постмодерна, постмодернизации, «множественных модернов», «постматериалистических ценностей», «общества риска», глобализации, глокализации и т.п. Концепция «текучей современности» З. Баумана.

^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

Раздел заполняется в соответствии с ООП и учебным планом вуза.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5











































^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

Раздел заполняется в соответствии с ООП и учебным планом вуза.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Всего

час.

















































^ 6. Лабораторный практикум не предусматривается.

7. Практические занятия.

Раздел заполняется в соответствии с ООП и учебным планом вуза.


№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

Трудоемкость

(час.)


























^ 8. Примерная тематика курсовых работ (рефератов):

  1. Критика структурного функционализма в социологии 1950 1960-х годов.

  2. «Высокая теория» и «абстрактный эмпиризм» в концепции социологического воображения Ч.Р. Миллса.

  3. Социологические воззрения А. Гоулднера.

  4. Влияние феноменологической традиции на современную социологическую теорию.

  5. Понятие «социального капитала» в трактовке Дж.С. Коулмена и П. Бурдьё (обсуждение с использованием эмпирических примеров).

  6. Ю. Хабермас о культуре и знании.

  7. От постиндустриального общества к информационной эпохе: сравнение концепций Д. Белла и М. Кастельса.

  8. Факторы и стадии социальной эволюции: сравнительный анализ классических теорий эволюции и неоэволюционных теорий общества (на примере теорий Спенсера, Парсонса, Лумана и Уоллерстайна).

  9. Структурно-функционалистские теории модернизации (Т. Парсонс, М.Леви, Н.Смелзер): объяснительные возможности и недостатки.

  10. Теории глобализации о будущем национальных государств и международной политической системы (Р.Робертсон, У.Бек, Э.Гидденс).


^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М.: «Аванти плюс», 2003.

  2. История теоретической социологии в 4 т. / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. Т.1-4. М.: Канон, 1997; Т.4. СПб.: РХГИ, 2000.

  3. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

  4. Козер Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М.: Норма, 2006.

  5. Коллинз Р. Четыре социологических традиции. М.: Издат. дом «Территория будущего», 2009.

  6. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб.: Изд-во «Нотабене», 1992.

  7. Полякова Н.Л. ХХ век в социологических теориях общества. М.: Изд-во «Логос», 2004.

  8. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002.

  9. Тёрнер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985.

б) дополнительная литература:

Раздел заполняется вузом, в котором реализуется ООП.

в) программное обеспечение:

Microsoft Office.

^ Раздел дополняется вузом, в котором реализуется ООП.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

- Федеральный информационный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» (Разделы: Книги и статьи; Учебные программы; Журнальный зал);

Раздел дополняется вузом, в котором реализуется ООП.

^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Раздел заполняется вузом, в котором реализуется ООП.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Раздел заполняется вузом, в котором реализуется ООП.


^ МАКЕТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ


Методология и методы социологического исследования


Рекомендуется для направления подготовки

040100 Социология


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


^ 1. Цели и задачи дисциплины

В курсе рассматриваются основные методологические и методические проблемы, связанные с планированием и проведением эмпирического социологического исследования - от концептуализации стоящих перед исследователем задач и выбора исследовательской стратегии до анализа полученных результатов.

^ Цель курса: освоение студентами базовых знаний в области методологии и методов социологического исследования, умений и навыков решения различных методологических и методических проблем, возникающих на отдельных стадиях эмпирического исследования.

^ Задачи курса: курс направлен на введение студентов в проблематику социологических исследований и на ознакомление с базовыми методами, методиками и техниками сбора информации, процедурами составления программы эмпирического исследования, разработки инструментария исследования. Изучение курса также нацелено на ознакомление студентов с процедурой измерения, конструирования исследовательского плана и выборки, анализа данных и оценке результатов социологического исследования.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б3).

Для изучения дисциплины студент должен

знать:

уметь:

обладать следующими компетенциями:

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: дисциплины вариативной части профессионального цикла.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

В соответствии с общими рекомендациями по организации освоения дисциплины (см. Приложение 3.2) обеспечивается развитие следующих общекультурных компетенций, сформированных в циклах Б1 и Б2:

- способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (5 уровней) - ^ ОК-1;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь - ОК-2;

- готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе - ОК-3;

- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков - ОК-7;

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией - ОК-13;

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях - ОК-14.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

уметь:

владеть:

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины определяется вузом самостоятельно, но не может составлять менее 3 зачетных единиц (в соответствии с ФГОС).

Рекомендуемый объем дисциплины в соответствии с учебными планами вузов-участников Консорциума 11-13 зачетных единиц.

Суммарная трудоемкость аудиторных занятий должна составлять не более 50% от общей трудоемкости освоения дисциплины. Рекомендуемая доля аудиторной работы – 40-45%.

^ Время на подготовку к экзамену, если он предусмотрен, следует включать в самостоятельную работу.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры













^ Аудиторные занятия (всего)
















В том числе:
















Лекции
















Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















^ Самостоятельная работа (всего)
















В том числе:
















Курсовая работа
















Реферат (эссе)
















^ Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка к зачёту, экзамену
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость (час., зач. ед.)
































4-znachenie-trudov-d-rikardo-i-ego-zakona-sravnitelnih-preimushestv-dlya-stanovleniya-teoreticheskih-osnov-geografii-mirovogo-hozyajstva.html
4-zver-i-korol-moj-ded-zhak-deni-umer-v-1908-godu-kogda-mne-ispolnilos-40-let-rodilsya-on-v-1820-godu-to.html
40-gospodi-molitvoj-ochishayu-ochi-veri-moej-svyatitel-nikolaj-serbskij-velimirovich-molitvi-na-ozere-2001.html
40-lomunov-k-n-bibliograficheskij-ukazatel-yuzhno-sahalinsk.html
40-nppetersonu-a-g-gachevoj-i-s-g-semenovoj-izdatelstvo-evidentis.html
40-podogrevateli-pitatelnoj-i-siroj-vodi-deaeratori-baki-akkumulyatori.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-sobstvennosti-no-ne-razreshaetsya-razvod-pochemu-ya-ne-mogu-bolee-volteryanci-i-volteryanki.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zapros-na-razyasnenie-konkursnoj-dokumentacii-instrukciya-uchastnikam-konkursa-4-informacionnaya-karta-konkursa-16.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-informacionnaya-revolyuciya-i-globalizaciya-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/logisticheskij-process-chast-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervij-glotok-novie-izvestiya-natalya-coj-sergej-ishkov-samara-03072008-115-str-1-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-metodika-prepodavaniya-yurisprudencii-v-visshej-shkole.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastandi-salali-blm-zhne-ilim-izmetkerlern.html
  • composition.bystrickaya.ru/otveti-na-zadachi-po-akusherstvu-ekzamen-2003.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-km-357-ot-18-10-2000-pravila-primeneniya-norm-zakona-o-podohodnom-naloge-s-naseleniya-s-izmeneniyami-ot-04-03-2003-ezhegodnij-zakon-o-byudzhete-o-neoblagaemom-minimume-stranica-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/problema-ekologii-i-nravstvennie-problemi-povestvovaniya-v-rasskazah-v-astafeva-car-riba.html
  • university.bystrickaya.ru/german-ivan-ivanovich-oleg-nikolaevich-mihajlov-suvorov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-3-soderzhanie-i-zaklyuchenie-dogovora-svoboda-dogovora-i-ee-ogranicheniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/protokol-http-11-chast-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sopostavlenie-slogov-i-slov-s-bukvami-z-i-s-poyasnitelnaya-zapiska-programma-razrabotana-na-osnove-federalnogo.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-fakultativnogo-kursa-po-anglijskomu-yaziku-dlya-uchashihsya-8-klassa-focus-on-russia-rabotu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-proizvodstvennoj-sestrinskoj-praktike-po-hirurgii-i-terapii-dlya-studentov-3-kursa-mediko-psihologicheskogo-fakulteta.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-perevoda-frazeologizmov-chast-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prinyatie-dokumenti-parlamentskaya-gazeta-avtor-ne-ukazan-05062008-038-str-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/konsultiruet-yurist-informacionnij-byulleten-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-pervoe-polugodie-2005-goda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-m-sechenov-v-leningradskom-universitete-stranica-6.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-dolzhnostnaya-instrukciya-operatora-atis-tipovaya-spravochnik-dispetchera-ovd.html
  • letter.bystrickaya.ru/mihalkov-m-v-dva-brata-dve-sudbi-mihalkov-s-v-mihalkov-m-v-dva-brata-dve-sudbi-memuari.html
  • education.bystrickaya.ru/16-svedeniya-ob-inih-licah-podpisavshih-ezhekvartalnij-otchet-ezhekvartalnij-otchet.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-tehnologii-kontaktnoj-tochechnoj-svarki.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sh535p-78-byulleten-novih-postuplenij-za-iyul-2011g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kvazari-sama-vrazhayucha-zagadka-astrofziki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sladkie-holodnie-blyuda-pechene-iz-pesochnogo-testa-chast-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-obrazovatelnih-tehnologij-uchebno-metodicheskoe-obedinenie-po-obrazovaniyu-v-oblasti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/852-ishodnaya-model-cenoobrazovaniya-na-fyuchersi-feldman-a-b-proizvodnie-finansovie-i-tovarnie-instrumenti.html
  • student.bystrickaya.ru/102-spravka-o-vnedrenii-rekomendacij-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-kontrolya-znanij-metodicheskie-ukazaniya-k-samostoyatelnomu-izucheniyu-kursa-avtomatizirovannij-elektroprivod.html
  • grade.bystrickaya.ru/ministr-prirodnih-resursov-i-ekologii-stranica-16.html
  • klass.bystrickaya.ru/73-obzor-buhgalterskoj-finansovoj-otchetnosti-planirovanie-audita-32-moshennichestvo-i-oshibki-32-uchet-zakonov.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaderzhanie-i-deportaciya-mezhdunarodnaya-konferenciya-mukachevo-ukraina-7-iyunya-2004-g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-t-kudryavcev-b-b-egorov-oslablennij-rebenok-razvitie-i-ozdorovlenie-moskva-2003.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.