.RU

4. Объем дисциплины и виды учебной работы - Примерный учебный план приложение 2 Примерные перечни дисциплин для...



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

^ Общая трудоемкость дисциплины определяется вузом самостоятельно, но не может составлять менее 3 зачетных единиц (в соответствии с ФГОС).

Рекомендуемый объем дисциплины в соответствии с учебными планами вузов-участников Консорциума от 5 до 10 зачетных единиц.

Суммарная трудоемкость аудиторных занятий должна составлять не более 50% от общей трудоемкости освоения дисциплины. Рекомендуемая доля аудиторной работы – 40-45%. Время на подготовку к экзамену, если он предусмотрен, следует включать в самостоятельную работу.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры













^ Аудиторные занятия (всего)
















В том числе:
















Лекции
















Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















^ Самостоятельная работа (всего)
















В том числе:
















Курсовая работа
















Реферат (эссе)
















^ Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка к зачёту, экзамену
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость (час., зач. ед.)

































^ 5. Содержание дисциплины.

5.1. Содержание разделов дисциплины.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Эволюция системной парадигмы социологического мышления: структурный функционализм


Системный анализ и функционалистская парадигма: основные идеи, принципы и методологические установки. Теория социального действия. Теория социальной системы. Структурно-функциональная концепция социальных изменений. Критики и сторонники парсонсианской перспективы в социологической теории. Критика структурно-функциональной «ортодоксии» - Ч.Р. Миллс, А. Гоулднер и др. Роберт Мертон: «критическая» версия в изложении идейных оснований структурно-функционалистской парадигмы.

Основные оппоненты структурного функционализма: социологическая теория конфликта, «критическая теория», альтернативная социология, идеология «новых левых».

2.

Феноменологическая перспектива в социологической теории


Постановка и попытки теоретического описания проблемы интерсубъективности. Феноменологическая социология Альфреда Шютца.

Феноменологическая социология знания Питера Бергера и Томаса Лукмана. Концепция «социального конструирования реальности». Феноменологическая социология на американской почве: «этнометодология» Г. Гарфинкеля и «когнитивная социология» А. Сикурела. Позиции феноменологической традиции в современной западной социологии.

3.

^ Западная теоретическая социология конца XX – нач. ХХI вв.: основные школы, направления и тенденции интеллектуального развития


Неофункционализм и «культуральная социология» (Дж. Александер). Социологическая система Н. Лумана.

Социологическая теория Ю. Хабермаса.

Теория социального конфликта в ее «диалектической» (Р. Дарендорф) и «функционалистской» (Л. Козер) версиях.

«Структурная социология» Э. Тирикьяна. Альтернативная (леворадикальная) социология (А. Горц, Фр. Ферраротти). Мир-системная теория И. Валлерстайна. Историческая макросоциология, неовеберианство и неомарксизм (Р. Коллинз и др.).

Социологическая теория П. Бурдьё, ее основные понятия («поле», «габитус» и др.). Теория структурации Э. Гидденса. Социологические теории постмодерна, постмодернизации, «множественных модернов», «постматериалистических ценностей», «общества риска», глобализации, глокализации и т.п. Концепция «текучей современности» З. Баумана.

^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

Раздел заполняется в соответствии с ООП и учебным планом вуза.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5











































^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

Раздел заполняется в соответствии с ООП и учебным планом вуза.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Всего

час.

















































^ 6. Лабораторный практикум не предусматривается.

7. Практические занятия.

Раздел заполняется в соответствии с ООП и учебным планом вуза.


№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

Трудоемкость

(час.)


























^ 8. Примерная тематика курсовых работ (рефератов):

  1. Критика структурного функционализма в социологии 1950 1960-х годов.

  2. «Высокая теория» и «абстрактный эмпиризм» в концепции социологического воображения Ч.Р. Миллса.

  3. Социологические воззрения А. Гоулднера.

  4. Влияние феноменологической традиции на современную социологическую теорию.

  5. Понятие «социального капитала» в трактовке Дж.С. Коулмена и П. Бурдьё (обсуждение с использованием эмпирических примеров).

  6. Ю. Хабермас о культуре и знании.

  7. От постиндустриального общества к информационной эпохе: сравнение концепций Д. Белла и М. Кастельса.

  8. Факторы и стадии социальной эволюции: сравнительный анализ классических теорий эволюции и неоэволюционных теорий общества (на примере теорий Спенсера, Парсонса, Лумана и Уоллерстайна).

  9. Структурно-функционалистские теории модернизации (Т. Парсонс, М.Леви, Н.Смелзер): объяснительные возможности и недостатки.

  10. Теории глобализации о будущем национальных государств и международной политической системы (Р.Робертсон, У.Бек, Э.Гидденс).


^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М.: «Аванти плюс», 2003.

  2. История теоретической социологии в 4 т. / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. Т.1-4. М.: Канон, 1997; Т.4. СПб.: РХГИ, 2000.

  3. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

  4. Козер Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М.: Норма, 2006.

  5. Коллинз Р. Четыре социологических традиции. М.: Издат. дом «Территория будущего», 2009.

  6. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб.: Изд-во «Нотабене», 1992.

  7. Полякова Н.Л. ХХ век в социологических теориях общества. М.: Изд-во «Логос», 2004.

  8. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002.

  9. Тёрнер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985.

б) дополнительная литература:

Раздел заполняется вузом, в котором реализуется ООП.

в) программное обеспечение:

Microsoft Office.

^ Раздел дополняется вузом, в котором реализуется ООП.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

- Федеральный информационный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» (Разделы: Книги и статьи; Учебные программы; Журнальный зал);

Раздел дополняется вузом, в котором реализуется ООП.

^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Раздел заполняется вузом, в котором реализуется ООП.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Раздел заполняется вузом, в котором реализуется ООП.


^ МАКЕТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ


Методология и методы социологического исследования


Рекомендуется для направления подготовки

040100 Социология


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


^ 1. Цели и задачи дисциплины

В курсе рассматриваются основные методологические и методические проблемы, связанные с планированием и проведением эмпирического социологического исследования - от концептуализации стоящих перед исследователем задач и выбора исследовательской стратегии до анализа полученных результатов.

^ Цель курса: освоение студентами базовых знаний в области методологии и методов социологического исследования, умений и навыков решения различных методологических и методических проблем, возникающих на отдельных стадиях эмпирического исследования.

^ Задачи курса: курс направлен на введение студентов в проблематику социологических исследований и на ознакомление с базовыми методами, методиками и техниками сбора информации, процедурами составления программы эмпирического исследования, разработки инструментария исследования. Изучение курса также нацелено на ознакомление студентов с процедурой измерения, конструирования исследовательского плана и выборки, анализа данных и оценке результатов социологического исследования.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б3).

Для изучения дисциплины студент должен

знать:

уметь:

обладать следующими компетенциями:

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: дисциплины вариативной части профессионального цикла.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

В соответствии с общими рекомендациями по организации освоения дисциплины (см. Приложение 3.2) обеспечивается развитие следующих общекультурных компетенций, сформированных в циклах Б1 и Б2:

- способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (5 уровней) - ^ ОК-1;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь - ОК-2;

- готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе - ОК-3;

- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков - ОК-7;

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией - ОК-13;

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях - ОК-14.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

уметь:

владеть:

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины определяется вузом самостоятельно, но не может составлять менее 3 зачетных единиц (в соответствии с ФГОС).

Рекомендуемый объем дисциплины в соответствии с учебными планами вузов-участников Консорциума 11-13 зачетных единиц.

Суммарная трудоемкость аудиторных занятий должна составлять не более 50% от общей трудоемкости освоения дисциплины. Рекомендуемая доля аудиторной работы – 40-45%.

^ Время на подготовку к экзамену, если он предусмотрен, следует включать в самостоятельную работу.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры













^ Аудиторные занятия (всего)
















В том числе:
















Лекции
















Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















^ Самостоятельная работа (всего)
















В том числе:
















Курсовая работа
















Реферат (эссе)
















^ Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка к зачёту, экзамену
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость (час., зач. ед.)
































4-znachenie-trudov-d-rikardo-i-ego-zakona-sravnitelnih-preimushestv-dlya-stanovleniya-teoreticheskih-osnov-geografii-mirovogo-hozyajstva.html
4-zver-i-korol-moj-ded-zhak-deni-umer-v-1908-godu-kogda-mne-ispolnilos-40-let-rodilsya-on-v-1820-godu-to.html
40-gospodi-molitvoj-ochishayu-ochi-veri-moej-svyatitel-nikolaj-serbskij-velimirovich-molitvi-na-ozere-2001.html
40-lomunov-k-n-bibliograficheskij-ukazatel-yuzhno-sahalinsk.html
40-nppetersonu-a-g-gachevoj-i-s-g-semenovoj-izdatelstvo-evidentis.html
40-podogrevateli-pitatelnoj-i-siroj-vodi-deaeratori-baki-akkumulyatori.html
  • grade.bystrickaya.ru/obespecheniya-svobodi-issledovanij-generalnaya-konferenciya-yunesko-soprovodila-etu-deklaraciyu-rezolyuciej-o-ee-osushestvlenii-v-kotoroj.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-s-leonov-raketa-dlya-menya-tolko-sposob-tolko-metod.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-km-357-ot-18-10-2000-pravila-primeneniya-norm-zakona-o-podohodnom-naloge-s-naseleniya-s-izmeneniyami-ot-04-03-2003-ezhegodnij-zakon-o-byudzhete-o-neoblagaemom-minimume-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-ekzamenov-po-viboru-reglamentiruyushie-rabotu-uchrezhdeniya-v-chasti-soderzhaniya-obrazovaniya-organizacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/statya-21-ekologicheskie-fondi-ustojchivoe-razvitie-vo-vremeni-v-obshem-vide.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dyuma-otec-sin-lyubovnik.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/odin-iz-variantov-ekzamenacionnih-biletov-po-kulturologii-osennij-semestr-2000-goda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-a-rozov-64-relyativizm-abstraktnaya-teoriya-ili-metodologicheskaya-praktika-67-stranica-19.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-informacionnie-tehnologii-v-kommercheskoj-deyatelnosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tipovie-pravila-provedeniya-tekushego-kontrolya-goroda-almati.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25-programma-socialnogo-ozdorovleniya-monografiya-posvyashena-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-i-stilya-zhizni-studentov.html
  • education.bystrickaya.ru/11-kritika-teorii-otnositelnosti-efiristami-mistifikaciya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/test-1-genetika-eto-genetika-kak-uchebnaya-disciplina-vibor-edinstvenno-pravilnogo-otveta-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-interfejsi-periferijnih-ustrojstv.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chs-istochnikom-kotorih-mozhet-posluzhit-chrezvichajnaya-pozharoopasnost-svyazani-s-vozgoraniem-zernovih-kultur-pozharami.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-znat-klassifikaciyu-gidroksilsoderzhashih-soedinenij-znat-predelnie-odnoatomnie-spirti-ih-stroenie-izomeriyu-spirtov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god-stranica-10.html
  • grade.bystrickaya.ru/novie-formi-i-metodi-ocenki-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sosh-46.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/l-v-basova-teoriya-i-istoriya-reklamnogo-i-pr-teksta-v-lingvisticheskom-aspekte.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaderzhka-gruza-mchs-dlya-serbov-obyasnyaetsya-tem-chto-ruminskie-tamozhenniki-trebovali-vnesti-depozit-v-1-million-evro-za-proezd-kolonni-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-12122011.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologicheskij-uchet-v-usloviyah-realizacii-politiki-ekologicheskoj-sbalansirovannosti-08-00-12-buhgalterskij-uchet-statistika-stranica-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/valyutnaya-sistema-mira-v-mezhvoennij-period-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-vhod-v-sistemu-programmi-dlya-raboti-s-internet-25-multimedia-25.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vstuplenie-zhizn-izbavlennaya-ot-nravstvennih-cennostej-i-veri.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-osnovnie-cherti-zarubezhnogo-zemelnogo-zakonodatelstva-rabota-v-svobodnom-dostupe.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-himii-10-klass-bazovij-uroven.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-treningov-vedenie-delovih-peregovorov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/udk-ob-odnom-klasse-logik-argumentacii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shmatvariyantnasc-ltaraturnaj-movi-yae-psmovaj-vusnaj-forme-na-teritori-belarusi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-osobennosti-vostochnoj-i-zapadnoj-kultur-uchebnoe-posobie-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo.html
  • books.bystrickaya.ru/bethoven-beethoven-lyudvig-van-kreshen-17-dekabrya-1770-bonn-26-marta-1827-vena-nemeckij-kompozitor-predstavitel-venskoj-klassicheskoj-shkoli-sozdal-ger.html
  • essay.bystrickaya.ru/celi-posle-izucheniya-glavi-13-studencheskaya-auditoriya-dolzhna-uchebnoe-posobie-dlya-pedagogicheskih-vuzov-po-specialnosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/publicistika-dekabristov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-nachertatelnaya-geometriya-inzhenernaya-grafika-specialnost.html
  • literature.bystrickaya.ru/e22-raschet-protechek-cherez-koncevie-uplotneniya-cilindrov-metodicheskie-ukazaniya-po-teplovim-ispitaniyam-parovih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.