4. Обращение с задержанными в полиции - Доклад Amnesty International
.RU

4. Обращение с задержанными в полиции - Доклад Amnesty International


^ 4. Обращение с задержанными в полиции

В соответствии с законом «О полиции», «полиция строит свою деятельность на принципах законности, гуманизма и социальной справедливости, сотрудничества с гражданами и трудовыми коллективами, обеспечения гласности и соблюдения профессиональной тайны». В законе также говорится, что полиция может нарушать права и свободы граждан только в тех случаях, когда такая необходимость возникает в связи с выполнением ею своих обязанностей. В Молдове, как и в остальных частях бывшего Советского Союза, полиция учится работать в условиях более демократической, а не авторитарной политической системы, и этот переход пока ещё не завершился. Многие черты молдавская полиция унаследовала от советской милиции. В частности, её структура крайне военизирована и иерархична; в своей работе полицейские часто пренебрегают презумпцией невиновности и опираются на признательные показания.


Между тем, всё острее ощущается потребность в переменах, и МВД совместно с британской НПО «Saferworld» и молдавским Институтом публичной политики (ИПП) запустило годичный проект, в рамках которого будет разработана общественно-ориентированная стратегия охраны правопорядка. В мае 2006 года в целях улучшения поведения полиции, повышения доверия к ней со стороны общества и искоренения профессиональных преступлений, в соответствии с Национальным планом действий в области прав человека был утверждён Кодекс этики полицейского. В Кодексе этики закрепляются принципы профессионального поведения полицейских: например, приверженность букве закона, беспристрастность, прозрачность, гибкость и т. д.


В юрисдикции МВД находятся различные правоохранительные органы, в частности, уголовная полиция, карабинеры и транспортная полиция. Министерство внутренних дел управляет 38 изоляторами временного содержания (ИВС), большинство из которых закреплены за территориальными комиссариатами полиции и официально рассчитаны на 1564 задержанных. Помимо ИВС Министерства внутренних дел, кишинёвский Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией имеет своё учреждение для содержания под стражей. Центр был создан президентским указом в 2002 году и подчиняется непосредственно премьер-министру.


Уголовно-процессуальный кодекс и закон «О полиции» описывают процедуру ареста и порядок обращения с задержанными по подозрению в совершении уголовного преступления, а также их права. Многие аспекты и условия обращения с задержанными излагаются во внутренних документах МВД, в частности, в приказе №5, который недоступен широкой публике и последние поправки к которому датируются 2004 годом.

^ Задержание в полиции сверх положенного срока

Задержанные могут находиться в ИВС до 72 часов, пока их дело не рассмотрит суд. После этого их либо переводят в СИЗО, находящийся в ведении Министерства юстиции, либо их содержание в ИВС продляется. В Уголовно-процессуальном кодексе не упоминается срок, в течение которого задержанные могут находиться в полиции, однако при посещении ИВС представителям Amnesty International сообщили, что длительность такого периода может достигать 10 дней. Предположительно, этот вопрос регулируется внутренними правилами. Между тем, обычной практикой является частое возвращение задержанных, дожидающихся суда, из СИЗО в ИВС для дальнейших допросов и проведения следственных мероприятий. При посещении ИВС в июле 2007 года представители Amnesty International выяснили, что во время предварительного заключения большинство задержанных по уголовным делам многократно отправляли в ИВС для встреч со следователями или прокурорами, работающими по их делам. Каждый такой визит длился максимум 10 дней, после чего их возвращали в СИЗО. Такие действия отрицательно сказываются на задержанных: они не только слишком много времени проводят в тяжёлых условиях, но и зачастую лишаются возможности видеться с родственниками.


Одной из важных мер защиты от пыток и жестокого обращения является разделение зон ответственности между теми, кто проводит допросы, и теми, кто отвечает за содержание под стражей. Один из пунктов, намеченных в Национальном плане действий в области прав человека –– перевод ИВС под управление Министерства юстиции. Это станет эффективной мерой защиты от пыток и жестокого обращения, означающей, что по существующему законодательству задержанные будут проводить в полиции только первые 72 часа. Для этого необходимо построить по всей стране новые места предварительного заключения (арестные дома). Дата перехода назначена на 2010 год. Amnesty International призывает молдавские власти принять безотлагательные меры по передаче полномочий надзора за задержанными Министерству юстиции даже в том случае, если сотрудникам Министерства юстиции придётся работать в полицейских участках системы МВД.

^ Неполное разделение осуждённых и подследственных

Согласно Минимальным стандартным правилам ООН обращения с заключенными, ожидающих суда подследственных необходимо содержать отдельно от осуждённых. Лица, дожидающиеся суда, считаются невиновными, и обращаться с ними следует как с таковыми. В Молдове подобное разделение не соблюдается, поскольку заключённые, признанные виновными в нарушении Административного кодекса, также содержатся в ИВС. (см. раздел 4.5)


Планируемая передача ИВС под юрисдикцию Министерства юстиции также будет означать, что приговорённые к административной ответственности будут содержаться отдельно от лиц, находящихся под следствием. Это разделение должно произойти как можно скорее.
^ Критерии оценки деятельности полиции

Наследием советской эпохи является высокая доля обвинительных приговоров (около 76%) по сравнению со странами Западной Европы (20–40%)9. На полицейских давят, чтобы те раскрывали преступления, и мерой успешности работы является раскрываемость, а не общественная оценка деятельности полиции или профилактика преступлений. Сотрудник, недавно заступивший на службу в полицию, сказал представителям Amnesty International, что его работу оценивают по количеству дел, которые он передаёт в суд. Качество подготовки дел и выносимые по ним решения суда во внимание не принимаются. Руководитель полиции в Окнице в июле 2007 года подтвердил это представителям Amnesty International и заявил, что их комиссариат считается лучшим в стране, потому что в суд отправляется 97% дел, которые они передают в прокуратуру. В ответ на вопрос, знает ли он, какие решения вынес по ним суд, он ответил, что это его не касается. На встрече в МВД в марте 2007 года подтвердили, что зарплата зависит от качества работы. Представителям Amnesty International сообщили, что заработки могут существенно отличаться. За нарушение Уголовно-процессуального кодекса сотрудников наказывают, вычитая штраф у них из жалования. Но в то же время руководитель может принять решение поощрить полицейского за раскрытие преступления. Представителям AI сказали, что нормативов раскрытия не существует, но внутри министерства идёт соревнование за то, чтобы продемонстрировать самое большое число обвинительных приговоров. Amnesty International считает, что установление новых критериев оценки работы полиции в соответствии с Кодексом этики поможет бороться с пытками и жестоким обращением.

^ Опора на признательные показания

Полиция Молдовы в высшей степени полагается на признательные показания. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, помимо признания, требуются дополнительные доказательства, однако это не обязательно, и на практике они обычно представляют собой заявления свидетелей.


Недавно во многих ИВС рядом с блоком камер выделили комнаты для допросов. Однако большинство следователей и руководителей полицейских участков признались, что, помимо этих помещений, допросы проводятся в кабинетах следователей. В большинстве дел, которыми заинтересовалась Amnesty International, пытки и жестокое обращение чаще происходили в кабинетах следователей, чем в помещениях, специально отведённых для допросов в местах содержания под стражей. Требование вести аудио- или видеозапись допросов в полиции отсутствует.


Не последнюю роль в желании опираться на признания играет ужасающая нехватка средств. В июле 2007 года представители Amnesty International посетили шесть полицейских участков, где следователи полиции сказали им, что компьютеры и другую оргтехнику они покупают на свои деньги, а ремонт кабинетов делают собственными силами. Сотрудник полиции, лишь недавно начавший работать, сказал в марте 2007 года представителям Amnesty International, что он заплатил из своей зарплаты не только за компьютер, но и за стул и за большинство совершаемых им телефонных звонков.


Молдова предприняла усилия по приведению законодательства в соответствие с международными стандартами, чтобы включить в него такие меры защиты задержанных, как предоставление адвоката, посещение врача и родственников, а также гарантировать, что взятие под стражу производится только на основании постановления суда. Эти меры часто игнорируются, а иногда просто не работают из-за системных недостатков.

41-operacii-so-svyazannimi-storonami-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-4-otchet-o-dvizhenii-denezhnih-sredstv-5.html
41-osnovnie-trebovaniya-k-soderzhaniyu-moskovskij-gosudarstvennij-oblastnoj.html
41-plani-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatij-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya.html
41-postroenie-opornogo-plana-transportnoj-zadachi-goncharova-kafedra-ekonomika.html
41-predposilki-modeli-ekonomiki-s-ekzogennimi-cenami-kejnsianskaya-model-ravnovesiya-rinkov.html
41-promishlenno-agrarnoe-razvitie-kazahstana-nemeckaya-shkola-sredneazievedeniya-i-kazahstaniki.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-upravlenie-proizvodstvom-rekomendovano-minobrazovaniem-rossii-dlya-napravlenij-podgotovki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/putin-posetit-sezd-edinoj-rossii-grizlov-b-v-monitoring-smi-2-oktyabrya-2007-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avalon-arhangel-mihail-voprosi-i-otveti-krajon.html
  • school.bystrickaya.ru/12-administrativnie-bareri-programma-razvitie-konkurencii-v-primorskom-krae.html
  • shpora.bystrickaya.ru/ya-dayu-eti-pisma-potomu-chto-eto-moi-poslaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-obraze-i-podobie-bozhiem-v-cheloveke-str-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razmishleniya-o-biznese-otrezvlyayushij-vzglyad-na-biznes-referat.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vedushaya-sistema-prajm-evroznak.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klyuchevie-ponyatiya-i-termini-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-zaochnogo-otdeleniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dostoprimechatelnosti-londona.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-operacii-kniga-v-seti.html
  • writing.bystrickaya.ru/goncharov-i-a-otrazhenie-istoricheskih-peremen-v-romane-goncharova-obiknovennaya-istoriya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-slavyanskoj-filologii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-granici-kruga-syuzhetov-m-rabiger-rezhissura-dokumentalnogo-kino-i-postprodakshn.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-kursa-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-mou-sosh-1-2011-god-oglavlenie-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-30-goroda-starij-oskol-belgorodskoj-oblasti-trubinoj-larisi-azizovni.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-studentov-sillabus-po-discipline-psihokorrekciya-rechevih-rasstrojstv-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-nalogovih-otnoshenij-uchebnaya-programma-kursa.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-i-esli-vi-iskrenne-lyubite-kakih-to-lyudej-ne-vazhno-kto-oni-druzya-rodstvenniki-ili-sosedi-vi-ved-navernoe-raduetes-ih-uspeham.html
  • reading.bystrickaya.ru/kvalifikacionnie-testi-po-stomatologii-novie-polnij-spisok.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-istoricheskie-nauki-2008-god-noyabr-barnaul-2008.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-modelirovaniya-socialnih-processov-safronova-v-m-s-21-prognozirovanie-i-modelirovanie-v-socialnoj.html
  • writing.bystrickaya.ru/dizajn-tekstilnoj-kukli.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rossiya-i-sssr-v-vojnah-xx-veka-poteri-vooruzhennih-sil-statisticheskoe-issledovanie-stranica-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-8-oktyabrya-2009-g-stranica-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-v-resursnoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-otkritij-informacionnij-doklad-soderzhit-otchet-o-rabote.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/upominaniya-mincportturizma-rf-izvestiya-moskva-moskva-24-iyunya-2011-0600-regioni-v-ofsajde.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-chelovek-v-mire-kulturi-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2007.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/telefoni-499-966-70-01-499-966-72-04-499-168-63-59-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-b-blishev.html
  • learn.bystrickaya.ru/glmira-bayalieva-ajgul-utepbergenova.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchnaya-rabota-napravlyaemaya-na-deponirovanie-vklyuchaet.html
  • letter.bystrickaya.ru/nravstvennoe-otnoshenie-uchenogo-literatura.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-posobij-vorobevoj-irini-pavlovni-rabochaya-programma-modulya-disciplini-ekonomika-napravlenie-specialnost.html
  • holiday.bystrickaya.ru/navik-4-poznanie-vazhnosti-realisticheskogo-mishleniya-predislovie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.