.RU

6.2. Информационное неравенство - Учебное пособие для высшей школы


^ 6.2. Информационное неравенство


Сущность проблемы информационного неравенства

Анализ основных тенденций развития глобального процесса информатизации общества показывает, что этот процесс создает для развития цивилизации не только новые возможности, но и новые проблемы. Одной из таких проблем, признаки появления которой можно наблюдать уже сегодня, является проблема информационного неравенства [66].

Суть этой проблемы заключается в том, что возникающая в процессе информатизации общества новая высокоавтоматизированная информационная среда оказывается в различной степени доступной для отдельных людей, организаций, регионов и стран мирового сообщества.

При этом те люди, организации, страны и регионы, которые оказываются способными эффективно использовать возможности новой информационной среды общества для своего интеллектуального развития и решения других проблем, а также для целей научно-технического и социально-экономического развития, получают существенные преимущества перед другими субъектами мирового сообщества, которые при этом вытесняются на обочину современного процесса развития цивилизации.

Так, например, по некоторым прогнозам, объем продаж товаров и услуг через сеть ИНТЕРНЕТ уже в 2000 году может достичь суммы в один триллион долларов США. Однако основную долю прибыли от этих продаж получат лишь те страны, в которых эта сеть будет в достаточной степени развитой.

Что же касается современных средств информатики и новых информационных технологий, то их массовое использование уже сегодня создает беспрецедентные возможности не только для научно-технического, но и для социально-экономического развития общества. При этом, как было показано ранее, формируется совершенно новый, информационный уклад жизни и производственной деятельности человека и общества.

^ Структура и тенденции развития проблемы информационного неравенства

В структуре проблемы информационного неравенства целесообразно различать следующие три основных аспекта.

1. ^ Личностно-социальный аспект, который связан с проблемой социальной адаптации человека в новой, быстро изменяющейся информационной среде. Именно здесь возникает новая форма социального неравенства людей – информационное неравенство. Снизить остроту этой проблемы призвана перспективная система образования, которая должна предоставить возможность всем членам общества получать необходимые знания и умения для того, чтобы правильно ориентироваться в новом информационном пространстве и эффективно использовать его возможности.

2. Социально-экономический аспект, который связан с национальной политикой той или иной страны в области развития информационной среды отдельных регионов и страны в целом, их информационной инфраструктуры, средств и методов доступа к информационным ресурсам и информационным коммуникациям, а также в области развития и практического использования информационных технологий и информационного законодательства.

Решение этих проблем должно являться одним из важнейших направлений государственной политики в научно-технической, экономической и социальной сферах современного общества.

3. ^ Геополитический аспект, который связан с неравномерностью развития процесса информатизации в различных странах и регионах мира, что объясняется не только различиями в научно-техническом и экономическом потенциалах этих стран, но также и уровнем развития образования в этих странах, а также степенью понимания их политическими лидерами основных тенденций и закономерностей современного этапа развития цивилизации.

В решении этих проблем важную роль должны играть ведущие международные организации мирового сообщества и в первую очередь Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Есть основания полагать, что проблема информационного неравенства, находящаяся сегодня на начальном этапе своего развития, в ближайшие годы будет быстро нарастать и активно проявит себя уже в первом десятилетии наступающего XXI века. Основания для такого вывода дает анализ тенденций развития глобального процесса информатизации, а также степени его воздействия на положение той или иной страны в мировом сообществе. Этот анализ показывает, что в геополитическом плане процесс информатизации осуществляется крайне неравномерно и резко усиливает технологическую стратификацию стран мирового сообщества. Выступая в качестве мощного катализатора научно-технического процесса, информатизация существенным образом ускоряет развитие передовых стран, обрекая тем самым другие страны на все большее и большее отставание. Именно поэтому принимать меры по ослаблению негативных последствий развития глобальной проблемы информационного неравенства необходимо уже сегодня.

^ Информационное неравенство как культурологическая проблема

Одной из главных закономерностей современного этапа развития цивилизации является ее все большая ориентация на использование информационных ресурсов общества и их наиболее важной части – научных знаний. Эта тенденция становится все более заметной в последние десятилетия уходящего XX века, а в будущем XXI веке она, вероятнее всего, не только сохранится, но и станет доминирующей.

С широкомасштабным использованием информации и научных знаний как стратегического ресурса для дальнейшей эволюции общества, многие ученые связывают свои надежды на возможность преодоления глобального кризиса современной цивилизации, а также решения многих глобальных проблем современности, из которых самой главной является проблема выживания человечества как биологического вида, проблема сохранения разума на планете Земля.

Именно поэтому все большее внимание многих ученых и ряда государственных деятелей в последние годы привлекает к себе концепция развития общества на основе приоритетного использования научных знаний (Knowledge based Society). Эта концепция предполагает, что в результате создания и активного использования значительной частью населения страны территориально распределенной и широко доступной сети баз знаний (прежде всего – в области техники и передовых технологий) можно будет обеспечить ускоренное научно-техническое развитие той или иной страны. А это, в свою очередь, создаст необходимую основу и для ее социально-экономического развития.

Основная идея этой концепции не вызывает серьезных возражений. Однако для ее практической реализации необходимо, чтобы научно-технические знания представлялись в форме, пригодной для их широкого социального использования, были понятыми для значительной части населения данной страны и ее регионов. И вот именно здесь начинают проявлять себя еще два специфических аспекта проблемы информационного неравенства: лингвистический и когнитивно-семантический.

Рассмотрим вначале лингвистический аспект проблемы. Суть его заключается в том, что в настоящее время подавляющая часть знаний в области новейших достижений науки, техники и развития технологий представляется и в первую очередь распространяется на весьма ограниченном количестве языков передовых стран мирового сообщества. К этим языкам относится, в первую очередь, английский язык, который в последние десятилетия де-факто становится одним из наиболее популярных в мире языков представления и распространения научно-технической информации.

Затем необходимо отметить русский, немецкий и французской языки, на которых сегодня представлена значительная часть последних научно-технических достижений человечества. И, наконец, необходимо отметить, что в последние годы XX века все большее количество технологических новшеств, полученных в странах Востока, представляются на японском и корейском языках.

Существо рассматриваемой лингвистической проблемы состоит в том, что перечисленными выше языками, на которых представлено сегодня наибольшее количество научно-технических достижений современной цивилизации, свободно владеет лишь сравнительно небольшая часть населения нашей планеты. В то же время подавляющая часть населения воспользоваться этими знаниями не может хотя бы потому, что не понимает языка, на котором эти знания представлены. А в связи с продолжающимся демографическим взрывом в странах Азии и Африки, население которых в последнее время ежегодно возрастает почти на 100 млн человек, количество людей, относящихся именно к этой категории, в ближайшие десятилетия будет все более быстро возрастать.

Таким образом, проблема информационного неравенства представляет собой не только технократическую проблему, но и проблему культурологическую.

Иначе говоря, под информационной культурой общества сегодня следует понимать не только способности людей использовать последние достижения информационной техники, но и их готовность воспринимать новую научно-техническую информацию, представленную на языках передовых стран мирового сообщества и, в первую очередь, – на английском и русском языках.

В связи с этим большую озабоченность вызывает проявляющаяся в последние годы тенденция искусственного сокращения русскоязычного информационного и научно-образовательного пространства, которая особенно сильно проявляется в молодых независимых государствах, бывших ранее республиками СССР.

Политические лидеры этих стран должны отдавать себе отчет в том, что та политика лингвистического сепаратизма, которую они сегодня активно проводят, влечет за собой информационную изоляцию этих стран от мирового информационного научно-технического пространства, вытесняет эти страны на обочину развития мировой цивилизации.

^ Когнитивно-семантические аспекты проблемы информационного неравенства

Когнитивно-семантический аспект проблемы информационного неравенства не является сегодня столь очевидным, как лингвистический. Однако от этого он не становится менее важным. Просто этот аспект еще недостаточно исследован, но уже нет никакого сомнения в том, что он активно проявит себя уже в первые десятилетия XXI века.

Суть проблемы здесь состоит в следующем. Для того, чтобы адекватно воспринимать новую информацию в области последних достижений науки, техники и высоких технологий, образованный человек не только должен хорошо знать один из перечисленных выше мировых языков, но и владеть им в совершенстве, думать на этом языке, быть способным строить на нем научные гипотезы и рассуждения.

Современная когнитология утверждает, что способность человека к абстрактному логическому мышлению (а ведь именно это необходимо для многих направлений научно-технического творчества) существенным образом зависит от богатства того языка, на котором он мыслит. Мало того, от этого зависит и процесс формирования его общего мировоззрения. Другими словами, тот «образ мира», который формируется в нашем сознании, определяется не только уровнем наших знаний и идеологическими установками, но также и теми языковыми средствами, при помощи которых он формируется в процессе мышления. Именно поэтому глубокое изучение богатого по своим логическим и выразительным возможностям языка (а русский язык является именно таким) – это не только важное условие интеллектуального развития общества, но также и способ формирования в данном социуме адекватных представлений о глобальной научной картине мира.

Таким образом, магистральное направление интеллектуального развития современного общества лежит сегодня не на пути лингвистической изоляции той или иной страны от окружающего ее мира, а, наоборот, на пути создания в ней благоприятных условий для изучения иностранных языков – в первую очередь тех, на которых формируются передовые научные знания.

Нам представляется, что в современных условиях развития общества каждый культурный человек должен в перспективе достаточно свободно владеть как минимум тремя языками: национальным государственным языком своей страны, русским языком, на котором представлено сегодня большое количество научных знаний и достижений мировой культуры, и, наконец, английским языком, на котором сегодня представлено большое количество научно-технической, экономической и другой информации.

Конечно, это весьма сложная социально-экономическая проблема для многих государств мира, так как ее решение требует соответствующей переориентации системы образования. Однако стратегические цели и задачи развития цивилизация в наступающем XXI веке настоятельно выдвигают эту проблему на первый план, так как ее решение будет способствовать снижению остроты проблемы информационного неравенства.


^ Информационное неравенство и социальная стабильность общества


Информационное неравенство усиливает социальное расслоение общества и поэтому является угрозой для его стабильности.

Необходимо помнить уроки истории, которые свидетельствуют о том, что усиление любых форм социального неравенства опасно для развития общества, так как именно оно является первопричиной многих социальных и международных конфликтов. Поэтому своевременное осознание обществом новой для него глобальной проблемы – информационного неравенства является одной из важных задач мирового сообщества при выработке им программы действий на ближайшие десятилетия. Мы полагаем, что эта проблема безусловно должна найти свое отражение в материалах прогностического доклада «ЮНЕСКО: горизонт 2020 года», который подготавливается в настоящее время этой авторитетной международной организацией.

Однако помимо глобальных международных программ, имеющих геополитические цели, необходимы конкретные действия по решению данной проблемы на национальном и региональном уровнях. Главная трудность здесь заключается в том, что во многих странах, в том числе и в России, проблема информационного неравенства еще должным образом не осознана и поэтому не рассматривается в числе социально значимых проблем развития современного общества.

Однако так обстоит дело далеко не везде. Так, например, в 1997 году в ежегодном докладе программы развития ООН было введено понятие «информационной бедности», которая определялась исходя из возможностей доступа людей к современным информационно-телекоммуникационным технологиям. Во многих западных странах сегодня уже реализуется государственная политика, направленная на снижение остроты проблемы информационного неравенства людей, которая порождается их различиями в уровне образования и экономического благосостояния.

Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет вовсе не о том, чтобы такого неравенства вообще не было. Такая цель практически не достижима. Речь идет лишь о ликвидации тех вопиющих диспропорций между возможностями людей в новой информационной сфере, которые представляют опасность для социальной стабильности общества.

Сегодня эти диспропорции начинают проявлять себя и в России. Ведь ее регионы имеют совершенно различные возможности по доступу к информационным ресурсам. Так, например, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск по уровню своей оснащенности современными средствами телекоммуникаций и информационными технологиями опережают другие регионы страны почти на порядок. Это необходимо иметь в виду лидерам других регионов страны, да и федеральному правительству.

При этом очень важно учесть, что ситуация в информационной сфере мирового сообщества в последние годы исключительно быстро меняется. Сегодня более 50 млн жителей Европы имеют мобильные телефоны, а развитие информационных телекоммуникаций создает реальные возможности для того, чтобы преодолевать изолированность населения сельской местности и удаленных от промышленных и культурных центров территорий от источников информации и центров социальной активности.

Таким образом, создается объективная возможность привлечения к активной социальной деятельности все большие слои населения, более эффективно использовать профессиональный опыт и знания людей, т. е. не только документированные информационные ресурсы, но и «живые знания».


«Информационные города», «пригороды» и «деревни»


В то же время крайне важно учитывать те объективные закономерности, которые уже сейчас наблюдаются в процессе формирования информационного общества Одной из них является неравномерность развития телекоммуникационной инфраструктуры общества, как инструментальной основы его информатизации. Так, например, в докладах системных аналитиков членам Европейского Сообщества отмечается, что в результате этой неравномерности сегодня происходит формирование двухуровневого информационного общества.

Его первый, наивысший уровень составляют промышленно развитые крупные бизнес-центры («информационные города»), которые объединяются современными высокоскоростными супермагистралями. В результате этого население именно этих центров в первую очередь получает возможности пользования самыми разнообразными видами информационных услуг, что сегодня является одним из условий высокого качества жизни населения.

Второй уровень информационного общества, по мнению специалистов, будут составлять « информационные пригороды», т. е. социально замкнутые регионы страны, в которых население не только характеризуется достаточно высоким спросом на современные информационные услуги, но и обладает экономическими возможностями по оплате этих услуг.

Информационная сфера общества в таких регионах будет также быстро развиваться, хотя, вероятнее всего, будет оставаться на более низком уровне, чем в «информационных городах». И тем не менее информационное качество жизни людей в таких «информационных пригородах» будет удовлетворительным, что особенно важно для людей пожилого возраста, инвалидов и одиноких, так как позволит им не только решать свои специфические проблемы, но и чувствовать себя более комфортно, каждодневно ощущая свою «включенность» в новую информационную среду общества.

В дальнейшей перспективе предполагается, что развитие сетевых информационно-телекоммуникационных системы сетевых информационных услуг позволит обеспечить глобальную персональную подключенность человека к таким сетям и услугам (Global Personal Connectivity). Это сделает доступными практически любые информационные услуги для широкого круга пользователей, независимо от места их проживания, при гарантированно высоком качестве этих услуг, включающих мультимедийную, телевизионную и другую информацию, а также возможности дистанционной медицинской диагностики, получения политической и образовательной информации и т. п.

Предполагается также, что в информационном обществе каждый человек на нашей планете будет иметь свой единый персональный номер в наземных и мобильных сетях связи. Используя этот номер, можно будет оперативно установить с ним телефонную или же телекоммуникационную связь в любое время суток и в любой точке планеты.

И тем не менее, весьма вероятно, что даже в тех условиях, когда во многих странах мира будут уже существовать «информационные города» и «информационные пригороды», на планете будет еще предостаточное количество «информационно бедных» регионов, которые можно назвать «информационными деревнями». Уровень информационного сервиса в таких регионах будет существенно более низким, чем в «информационных пригородах», что станет одной из причин информационного неравенства для проживающих в этих регионах людей.

Однако главная причина этого неравенства будет заключаться не в недостатках развития информационной инфраструктуры, а в более низком уровне развития образования и информационной культуры населения.


antivirusnie-programmi-zaklyuchenie-spisok-literaturi-vvedenie.html
antivoennaya-i-antikolonialnaya-tematika-v-romane-grema-grina-tihij-amerikanec.html
antizhilishnij-kodeks-aif-chizhov-maksim-02032005-9-str-13-eho-moskvi-eho-01-03-2005-13-00-00-11.html
antologiya-chuzhih-sudeb-ch-0-2.html
antologiya-chuzhih-sudeb-ch53-antologiya-chuzhih-sudeb-ch-0-2.html
antologiya-gumannoj-pedagogiki-zhivaya-etika-izdatelskij-dom-stranica-5.html
  • college.bystrickaya.ru/1-yanvarya-1923-aerofotogrammetricheskaya-shkola-stala-visshej-237135-stranica-18.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/proverka-astrologicheskih-predskazanij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1mezhdunarodnij-opit-v-oblasti-zashiti-konkurenciina-rinke-aviaperevozok-i-podhodi-k-analizu-rinkovaviaperevozok.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-stiven-rozen.html
  • college.bystrickaya.ru/12-hvatit-li-arsenala-fiziki-dlya-opisaniya-zhizni-i-soznaniya-a-g-rokah-fizika-tehnika-inte.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obruntuvannya-proektu-pdvishennya-efektivnost-komercjno-dyalnost-frmi-na-materalah-torgovo-poserednickogo-privatnogo-pdprimstva-monolit-plast.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblast-professionalnih-kompetencij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnoe-obsluzhivanie-koncepciya-servisnogo-razvitiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grekov-n-v-russkaya-kontrrazvedka-v-1905-1917-gg-shpionomaniya-i-realnie-problemi-stranica-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proektnogo-podhodov-v-sovremennoj-shkole-centr-izucheniya-inostrannih-yazikov-lingvastart.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akimov-valerij-aleksandrovich.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-dlya-11-klassa-profilnij-uroven.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-i-v-krilov-rukovoditel-izdatelskogo-proekta-kand-sociol-nauk.html
  • writing.bystrickaya.ru/kibernetika-chast-5.html
  • exam.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-obsuzhdeniya-arbitrazhnij-process-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-osnovnie-principi-sistemnogo-analiza-gavrilec-a-v-poletaev-plotinskij-yu-m.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-boris-grizlov-monitoring-smi-4-oktyabrya-2006-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/belij-put-1-nasledie-rodov-rasi-velikoj-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-v-znakov-ponimanie-v-poznanii-i-obshenii-vtoroe-izdanie-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teatralno-improvizacionnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-obucheniya-i-razvitiya-podrostkov-na-urokah-literaturi-i-vo-vneurochnoe-vremya.html
  • student.bystrickaya.ru/3-podgotovka-k-polyotu-rukovodstvo-po-letnoj-ekspluatacii-rukovodstvo-po-lyotnoj-ekspluatacii-samoleta-yak-52.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-3-kurs-lekcij-po-fizicheskoj-himii-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-elektrichke-p-e-esser-posvyashaetsya-mame-i-docheri.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sem-let-v-tibete-memuari-stranica-17.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2-yuridicheskaya-ontologiya-gnoseologiya-i-aksiologiya-v-s-nersesyanca-izdatelstvo-norma-moskva-2004.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-investiciyalar-zhne-damu-ministrlg-oni-vedomstvalarini-zhne-aumati-blmshelern-memlekettk-izmetshler-arasinda.html
  • literatura.bystrickaya.ru/religiozno-civilizacionnie-vibori-vospitaniya-chast-11.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rinok-gosudarstvennih-obligacij-v-rf-zharnikova-n-a.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-rostovskoj-na-donu-gorodskoj-dumi-ot-3-marta-2000-g-n-259.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/poleti-v-ushelyah-instrukciya-ekipazhu-vertoleta-mi-2-izdanie-4-e-dopolnennoe-vvedena-v-dejstvie-zamestitelem-glavnokomanduyushego.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-nauchnij-centr-virusologii-i-biotehnologii-vektor-informacionnij-monitoring-epidemiologicheskoj-situacii-po-oovi-v-mire-i-rossii-byulleten-5.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vidi-lokalnih-aktov-reglament.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovoditel-partii-pravoe-delo-ponyal-chto-pora-valit-7-obrashenie-obshestvennih-organizacij-k-prezidentu-rf-d-a-medvedevu.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhilumassaalmasu-pn-bojinsha-zdk-zhmisti-jimdastirua-arnalan.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-vserossijskaya-socialno-revolyucionnaya-organizaciya-a-v-sinelnikov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.