[A. P. АРТЕМ И M. A. CAMAPOBA] - Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания
.RU

[A. P. АРТЕМ И M. A. CAMAPOBA] - Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания


^ [A. P. АРТЕМ И M. A. CAMAPOBA]
  

   Артем -- один из самых очаровательных артистов, каких я видал. Все его создания, вместе с ним самим, хочется вылепить и поставить в ряд в витрину, или на красивую полку, или на камин. Он был весь скульптурен. Из него легко было бы сделать статуэтку гнома или деда Мороза. Он был в жизни некрасив, мало того, очень некрасив: маленького роста, толстенький, с кривыми ногами, старым лицом и смешным носом, задранным кверху; глазки у него были маленькие, как у поросеночка. Шапка волос на голове, которые при большом движении разбрасывались и придавали ему вид растрепанного. Очень выразительные для комических ролей кисти рук и ноги, умеющие выделывать необыкновенные "па". Несмотря на это, он казался очаровательным, чистеньким, милым старичком, которого хочется целовать и лелеять.

   В этой милой и смешной фигуре скрывалась нежная, поэтичная и красивая душа подлинного артиста. Артем -- одна из тех ярких индивидуальностей, которые не повторяются. Может быть, найдутся артисты лучше, но такого именно, как Артем, больше не будет никогда. Не удивительно, что и мы все, и Вл. И. Немирович-Данченко, и Чехов, и все, кто знал его за границей, ценили в нем то, что он превосходный unicum.

   M. A. Самарова -- в молодости очаровательная худенькая и пикантная женщина, а под старость очень полная, маститая, смелая по лепке образов и их трактовке, всегда с большим талантом, юмором и умом. Под старость она -- Медведиха, как дразнили ее товарищи-актеры, то есть походила на покойную Надежду Михайловну1. Это сходство было и выражалось в том, что в ней и в ее таланте было что-то увесистое, сочное, жирное -- основательное.

   Даже в старости, когда она гримировалась под молодую (как, например, в пьесе Вл. И. Немировича-Данченко "В мечтах"), она была очень красива на сцене. Но наравне с этим она могла вылепить из себя и Наполеона I (на одном из капустников), и милую няньку Марину (в "Дяде Ване"), и Анфису (в "Трех сестрах"), и моветонную Зюзюшку ["Иванов"] с какой-то свиной физиономией, и величественную Хлёстову в "Горе от ума". В жизни она была необыкновенно остроумна, умна, когда нужно -- едка и слезлива. Она так же легко закатывалась в заразительном смехе, как и обливалась слезами. К сожалению, сама она мало ценила себя как артистку и неохотно бралась за новые роли. Быть может, ради большего спокойствия она как-то незаметно раньше времени состарила себя и поощряла тех, кто помогал ей сходить с лестницы...

  
^ ОБРАЩЕНИЕ К УЧАСТНИКАМ МИТИНГА РАБОТНИКОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА 22 декабря 1919 г.   
   Понимать искусство -- значит чувствовать его.

   Далеко не всем дана эта способность.

   К счастью для русского театра, ею обладает наш руководитель Анатолий Васильевич Луначарский. Он это доказал не раз на деле, в своих речах и статьях. Он понимает, как трудно выработать истинные традиции искусства, без которых оно не может существовать, как трудно сплотить артистические коллективы, могущие со стройностью оркестра выполнять сложные творческие задачи сцены.

   Нужны десятки лет, века для созидания, но достаточно одного декрета для их разрушения.

   Анатолий Васильевич понимает, что искусство -- мстительно и что оно не терпит насилия, что писание пьес по заказу на великие события дня, что игра артистов по приказу, а не по собственному увлечению создают не самое искусство, а лишь пародию на него, которая не отражает, а профанирует великие переживаемые события.

   Анатолий Васильевич понимает, что нужно дать время артистам и старому искусству для того, чтобы переродиться и создать новые формы, чтоб проникнуть глубоко в сущность великих событий и выявить живую душу русского народного искусства.

   Анатолий Васильевич понимает также, что нельзя давать заказов и рецептов для создания нового искусства, как нельзя приказывать родить ребенка на собственный вкус; он понимает, что только великие события, народные страдания и радости, время, наконец, не поддающиеся нашему сознанию тайны творческой природы артистов способны создать новое искусство, что тягаться в творчестве с самой природой смешно и что насильно вызывать преждевременные роды нового опасно.

   Новое само придет тогда, когда ему придти надлежит.

   Наконец, наш руководитель понимает, что плоскость нашего искусства -- эстетика, из которой нельзя безнаказанно переносить искусство в иную, чуждую его природе плоскость политики или практической утилитарной жизни, так точно как нельзя политику переносить в плоскость чистой эстетики.

   В трепетном ожидании нового русского всенародного искусства будем искать и работать с удвоенной силой и благодарить судьбу за то, что она отдала театр под охрану того, кто умеет понимать, то есть чувствовать, наше, далеко не всем доступное искусство актера.

   Душевно сожалею о том, что нездоровье лишило меня возможности высказать почтенному собранию представителей русского искусства все то, что изложил в этом письме.

К. Станиславский

   1919 21/ХII
^ [О КНИГЕ В. С. СМЫШЛЯЕВА]
  

   Можно реквизировать у человека его дом, квартиру, недвижимость, бриллианты, но нельзя безнаказанно реквизировать его душу, мечту, цель жизни и нельзя безнаказанно присвоить ее себе, нельзя уродовать ее, нельзя выдавать чужую мысль за свою и точно своей собственностью милостиво делиться ею с другими, не спросив даже о том разрешения.

   Но В. С. Смышляев держится иного мнения.

   Мой бывший ученик Смышляев выпустил книгу под названием: "Теория обработки сценического зрелища", издание Пролеткульта, г. Ижевск, 1921 г.

   В этой книге я не нашел ни одной новой мысли, ни одного практического совета, который принадлежал [бы] ее автору и который заслуживал бы издания новой книги. К удивлению, она с начала до конца полна моих мыслей, моих практических советов, теоретических положений. Сохранены даже мои выражения, моя терминология. Читая книгу, я вспоминаю репетиции, на которых я говорил те или другие мысли, вспоминаю согнувшуюся фигуру ученика Смышляева, постоянно записывающего мои [замечания].

   "Эти методы (т. е. мои [--К. С.]) явились в результате долгого изучения образцов театрального искусства, театральных теорий (от Щепкина до Таирова и Мейерхольда) и как результаты многих произведенных автором экспериментов, как в плоскости театральной педагогики...",-- пишет Смышляев в предисловии.

   Мой шкаф ломится от записей и материала, рукописей будущей книги, которую я мог бы уже напечатать пятнадцать лет тому назад 1. Но есть причины, которые не дают мне возможности этого сделать.

   Вопрос совершенно исключительной важности в последовательности и постепенности развития творческого процесса при создании роли. И пока практика не научит меня и не укажет порядка, постеп[енности] и главной линии артистической работы, я не решаюсь издать книги. Все остальное, то есть все составные творческие процессы в отдельности, изучено мною, проверено и принято театрами, артистами и учениками, которые идут по моим указаниям.

   То, что мне мешает обнародовать мою работу, не послужило препятствием для Смышляева. Он, не поняв главной, основной сути моей четвертьвековой работы, перепутав все основные положения, с легкомыслием и самомнением, достойным изумления, издал так называемую систему Станиславского, укрывшись за модные теперь ширмы коллективного творчества...2.

   Нельзя же считать за новость и мою так называемую систему, которую неопытно, путано и неверно изложил Смышляев в его книге, с сохранением даже моих выражений и моей неудачной терминологии, которую я стараюсь постепенно исправить. Нельзя же считать за новость пресловутое коллективное творчество (просто ансамбль и массовые сцены), которое четверть века тому назад нашумело в театре и с тех пор в достаточной мере надоело. Нельзя также считать за новое коллективные пробы создания пьес, которыми в свое время увлекались вместе с Сулержицким Горький и Ал. Толстой, котор[ый] после этих проб напечатал пьесу, созданную вместе с ними [со студийцами. -- Ред.] при общем творчестве 3.

   В поступке Смышляева два момента: один относится лично ко мне, другой затрагивает товарищескую писательскую этику и потому заслуживает общественного внимания.

   Смышляев не имел мужества признаться в том, что он заимствовал все у меня, он не счел нужным упомянуть об этом в книге. Это дело его совести. Но вот что важно для меня. Он оказался плохим и отсталым учеником. Он пишет о задах и пишет неверно. Он исказил мои мысли. Моя практика и МХТ ушли за это время значительно дальше его. То, что он пишет,-- неверно.

  

52-forma-uchebnoj-programmi-po-modulyam-razrabotchiki-programmi-antonec-v-a-d-f-m-n-professor-razdel-3.html
52-gazi-himiya-okruzhayushej-sredi.html
52-gradostroitelnaya-organizaciya-zhilih-zon-zhilishnij-fond-poyasnitelnaya-zapiska-tom-1-vtoraya-redakciya-generalnij.html
52-harakteristika-obrazovatelnih-programm-realizuemih-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-razlichnogo-vida.html
52-informacionno-analiticheskaya-podgotovka-predislovie.html
52-informaciya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-emitenta-a-o-artemev-podpis-i-o-familiya-data-15-maya-2007-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-organizaciyu-edinoj-sluzhbi-podderzhki-dalee-esp-po-servisnomu-i-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-informacionno-kommunikacionnoj-sistemi-stranica-8.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-irkutskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-stranica-22.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nasha-sportivnaya-komnata-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej-nikitin-b-p-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mrachnij-zhnec-stranica-12.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predlagaemaya-chitatelyu-kniga-imeet-svoej-zadachej-osmislenie-i-sistematizaciyu-aktualnih-problem-ritoriki-i-teorii-kommunikacij-v-perspektive-razvitiya-sovremennih.html
  • college.bystrickaya.ru/13-grafik-samostoyatelnoj-raboti-studenta-s-prepodavatelem-programma-obucheniya-studentov-syllabus-po-discipline.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-predpriyatij-odnoj-otrasli-rf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/411-kotirovochnaya-zayavka-podaetsya-uchastnikom-zakupki-v-pismennoj-forme-v-srok-i-v-poryadke-ukazannom-v-izveshenii-o-zakupke-i-v-punkte-10-razdela-iii-informacionnaya-karta-zaprosa-cenovih-kotirovok.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-030501-yurisprudenciya-032401-reklama.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-proekt-generalnogo-plana-selskogo-poseleniya-selo-shelkanovo-yuhnovskogo-municipalnogo-rajona.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nekotorie-stati-ob-otnoshenii-okkultnoj-filosofii-k-zhizni-tajnaya-doktrina.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekonomika-torga-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/k-poeticheskim-istokam-marini-cvetaevoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/optimizaciya-processa-obrabotki-vodi-metodom-ultrafiltracii-chast-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-dlya-provedeniya-zanyatij-po-pervonachalnoj-medicinskoj-podgotovke-spasatelej-mchs-rossii-v-1145-uchebno-metodicheskom-centre-po-grazhdanskoj-oborone-i-chrezvichajnim-situaciyam-tema-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/triumf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-24-chast-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xxi-veke-materiali-vserossijskoj-konf-s-mezhdunarodnim-uchastiem-posvyashennoj-100-letiyu-enisejskoj-ihtiologicheskoj-laboratorii-fgnu-niierv-2008-krasnoyarsk-ipc-sfu-s-119-121.html
  • writing.bystrickaya.ru/igra-kak-vid-deyatelnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-v-ramkah-8-mezhdunarodnoj-specializirovannoj-vistavki.html
  • education.bystrickaya.ru/22effektivnost-i-kachestvo-ekonomicheskogo-rosta-uchebno-prakticheskoe-posobie-dlya-distancionnogo-obucheniya-studentov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii288-sanitarnaya-ochistka-generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-tokarevskoe-selskoe-poselenie-gagarinskogo-rajona.html
  • bukva.bystrickaya.ru/puti-i-sposobi-povisheniya-ustojchivosti-raboti-rea.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-dlya-srs-srsp-po-discipline-mikroekonomika-specialnosti-5v05090-finansi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/simple-form-simple-pastpast-participle-eksperimentalnij-kurs-lekcij-po-prakticheskoj-grammatike-anglijskogo-yazika-10-lekcij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-i-eticheskie-aspekti-klonirovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shpargalka-na-kazahskom-yazike-po-istorii-kazahstana-ent-pgk-100-m-ashitia-shatin-ora-trzd-ral-bumerang.html
  • college.bystrickaya.ru/32-razvedochnaya-geofizika-programm-a-vstupitelnih-ekzamenov-v-aspiranturu-po-specialnosti-25-00-16-gornopromishlennaya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-k-regionalnomu-otraslevomu-soglasheniyu-po-obrazovatelnim-uchrezhdeniyam-vologodskoj-oblasti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-vse-kto-znal-o-bukovinskogo-schitayut-ego-svyatim-kak-vi-dumaete-kak-dolgo-budet-dlitsya-process-ego-beatifikacii.html
  • control.bystrickaya.ru/chelovek-kak-tvorec-kulturi-chast-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-delovie-kulturi-mira-dlya-specialnosti-080102-65-mirovaya-ekonomika-podgotovki-specialista-specializaciya-mezhdunarodnij-biznes.html
  • crib.bystrickaya.ru/grigoreva-n-yu-ld-51-lyuboe-vremya-lyubaya-professiya-lyubaya-novaya-tehnologiya-vsegda-sposobstvuyut-vozniknoveniyu-novih-leksicheskih-plastov-obsheizvestno-chto-mnozhe.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-obshaya-harakteristika-uchebnogo-predmeta-uchebnie-programmi-oop-noo-maou-licej-4-programma.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.