.RU

А. С. Макаренко Рождение ребёнка радостное событие для каждой семьи. Сдетьми родители связывают счастливое будущее и огромные надежды. Иначе обстоит дело, когда ребёнок рождается с проблемами в развитии


И.В. Колесникова,

учитель начальных классов,

С.В. Санькова,

педагог - психолог

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №33», г. Бийск


Организация работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья


Поручиться за то, что семья может воспитывать как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания.

^ А.С. Макаренк��


Рождение ребёнка – радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают счастливое будущее и огромные надежды. Иначе обстоит дело, когда ребёнок рождается с проблемами в развитии.

В настоящее время в мире большое внимание стали уделять детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям. И это правильно, ведь появление больного ребёнка оставляет семью наедине со своими проблемами, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на психологический климат семьи, видоизменяет взаимоотношения супругов, ведёт к распаду семьи. Именно мы, педагоги, должны помочь таким семьям научиться адекватно реагировать на проблемы в развитии ребёнка, правильно воспитывать своих детей, полноценно жить в социуме.

Опираясь на опыт специалистов Архангельской государственной медицинской академии для детей с ограниченными возможностями, в технологической основе организации работы с семьями можно выделить ряд актуальных проблем: алкоголизм родителей, насилие в семье, отсутствие работы у родителей, нарушение детско – родительских отношений, безнадзорность детей, выраженная тревога родителей, вызванная отставанием в развитии от сверстников, отсутствие у родителей необходимых знаний по психологии и педагогике аномального ребёнка.

Исходя из выделенных проблем, цель нашей работы: объединить усилия учителя и социально – психологической службы школы для повышения эффективности работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.

2. Повышение уровня педагогической, психологической, медицинской компетентности родителей через различные формы просвещения, профилактики.

3. Формирование у родителей позитивных установок в общении со своим ребёнком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть через совместную деятельность, детско – родительские тренинги, внеклассную работу.

В нашей школе 4 специальных коррекционных класса VII вида для детей с задержкой психического развития. Помимо основного диагноза – задержка психического развития различного генеза, у детей имеются такие нарушения как общее недоразвитие речи – IV уровня, заикание, неврозоподобный, астенический синдром, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Однако для нас главное – не недостаток ребёнка, а сам ребёнок, которого мы понимаем, любим таким, какой он есть! Нам интересен каждый ребёнок и подросток, которых мы рассматриваем как партнёров по жизни.

Психолого – педагогическая работа с семьями, имеющими детей с ОВЗ, выстраивалась в систему на протяжении нескольких лет. Сложность данной работы заключается в том, что каждая семья – это особый, неповторимый мир, и проникновение в этот мир требует высокого педагогического такта, тонкого психологического подхода, большой гибкости и профессионального мастерства.

Семьи, в которых воспитываются наши дети, разные по социальному положению – это многодетные, неполные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В любом случае на первом месте - индивидуальный подход, позволяющий максимально учитывать особенности характера, образованность и уровень культуры родителей.

При первом знакомстве с родителями мы практикуем проективный метод «Родительское сочинение» (по опорным вопросам), который позволяет при анализе изучить уклад семьи, межличностные отношения, условия воспитания, формы общения с ребёнком (например, ответы на такие вопросы: как ласково называют ребёнка в семье, за что хвалят, наказывают, какое поручение ребёнку нравится выполнять и др.), какое заболевание, с какого возраста, в чём оно проявляется. Данный метод позволяет также изучить культурный уровень родителей (по почерку, ошибкам, построению предложений). С целью изучения семьи мы используем также различные педагогические и психологические анкеты, опросники.

На первых этапах пребывания ребёнка в школе также важно выявить семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации, детей, находящихся в социально – опасном положении. Данные категории семей находятся под пристальным вниманием социального педагога, который осуществляет социальный патронаж. Детям оказывается социальная помощь, поддержка в виде бесплатных учебников, обедов, оздоровительных путёвок в пришкольный лагерь.

Большую помощь в совместном отслеживании успеваемости и развития учащегося класса для детей с ЗПР имеют карты индивидуального продвижения, куда заносится вся информация о медицинском, педагогическом, психологическом развитии. Это своего рода мониторинг успешности развития. Родители могут наглядно увидеть продвижение своего ребёнка, не сравнивая его при этом с другими детьми. Информация из карты продвижения мотивирует родителей больше внимания уделять детям, преодолевать трудности в учёбе.

В школе организован и функционирует консультационный центр «Родительская аптека», в котором родители могут получить квалифицированную помощь специалиста - педагога, психолога, социального педагога, логопеда в виде индивидуальных консультаций, рекомендаций по дальнейшему развитию ребёнка, эффективных форм разрешения проблем.

Не всегда родители имеют возможность прийти в школу, узнать о трудностях и проблемах в обучении, развитии своих детей, не всегда и мы педагоги можем своевременно узнать о личных проблемах ребёнка, семьи. С целью эффективной взаимосвязи педагога с семьёй, мы используем так называемую «родительскую тетрадь». Данный вид работы позволяет установить с родителями обратную связь - информировать о проблеме, обмениваться мнениями о складывающейся учебной ситуации.

Наряду с традиционными формами просвещения (родительское собрание, индивидуальные и групповые консультации, беседы, памятки, буклеты) мы используем интерактивные методы (родительский тренинг, ролевая игра, моделирование ситуации), которые помогают нам организовать взаимодействие специалистов и родителей на основе сотрудничества, доверия друг к другу, помогают в открытом диалоге находить осознанный ответ на решение разнообразных проблем.

Нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч – это эффективные на наш взгляд направления деятельности школы в привлечении родителей к воспитанию своих детей, к сотрудничеству с педагогами.

Наиболее плодотворной и интересной формой работы с родителями является проведение совместных мероприятий: праздников, интеллектуальных игр, «семейных вечеров», прогулок на природе, туристических походов. В такие моменты совместной деятельности у родителей и детей возникает больше возможности ощутить коллектив в целом, лучше понимать друг друга, у ребёнка появляется возможность проникнуться чувством гордости за свою семью, продемонстрировать свою индивидуальность, у родителей появляется возможность наблюдать за своим ребёнком со стороны – как он чувствует себя в коллективе?

В работе с детьми с ОВЗ и их семьями очень важно такое направление как сохранение здоровья. Традиционным в школе стало проведение Дней Здоровья, цель которых пропаганда здорового образа жизни. В эти дни проводятся классные часы с приглашением специалистов, родителей, конкурсы рисунков, плакатов, спортивные развлечения, соревнования, марафоны, фитотерапия. Всё это сближает детей, родителей, педагогов, формирует активную жизненную позицию, мотивацию к занятию спортом.

Для эффективной организации работы родительского комитета класса, вовлечения родителей в общественную деятельность школы мы стараемся, чтобы каждый родитель ощущал полезность и важность своего участия в жизни класса, школы в целом - одни помогают в проведении детских праздников, другие занимаются финансово – хозяйственной деятельностью, третьи успешно выполняют роль организаторов выездных мероприятий. Главное, чтобы родитель почувствовал успех, веру в свои силы и возможности.

Конечно, работать с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, бывает очень сложно. Но когда видишь результат своих усилий, когда ребята получают аттестат о среднем (полном) образовании, когда видишь какими добрыми, отзывчивыми людьми они вырастают, как изменяются их родители, хочется работать в школе, выполняя высокую миссию педагога.

Поверьте нам: ограниченных возможностей нет! Есть ограниченные взрослые, которые не хотят или не могут помочь детям.

Список используемой литературы

  1. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. – М.:, 2000г.

  2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.

  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256с.: ил.

56-svedeniya-o-razmere-voznagrazhdeniya-lgot-iili-kompensacii-rashodov-po-organu-kontrolya-za-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnostyu.html
56-tema-strashnogo-mira-v-lirike-aa-bloka-na-primere-23-stihotvorenij-po-viboru-ekzamenuemogo-bilet-6.html
56-uchet-operacij-po-predostavlennim-kreditam-uchetnaya-politika-akb-investtorgbank-zao-na-2004-2005.html
56-vizualnij-i-izmeritelnij-kontrol-0-00-08-94-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov.html
56-vostrebovannost-vipusknikov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-po-sostoyaniyu-na-01-06-2008-goda-utverzhden.html
56-zashita-informacii-pri-ispolzovanii-semnih-nakopitelej-informacii-bolshoj-emkosti-dlya-avtomatizirovannih-rabochih-mest-na-baze-avtonomnih-pevm.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-informacionnih-tehnologij-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-belmapo-minsk-2008.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-chuvashskoj-literature-11-klass.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vladimir-leonidovich-e-i-tabachenko-otvetstvennaya-za-vipusk.html
  • college.bystrickaya.ru/14-arabskij-gumanizm-borzenko-i-m-kuvakin-v-a-kudishina-a-a-osnovi-sovremennogo-gumanizma.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-nlp-trener-frenka-pyuselika-2006-2010-treningi-po-peregovoram-planirovaniyu-tehnologiyam-publichnih-vistuplenij-lichnostnoj-effektivnosti-upravleniyu-resursami-2007-sertificirovannij-nlp-master.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-poryadok-otneseniya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-k-gruppam-po-oplate-truda-rukovodyashih-rabotnikov-dlya-ustanovleniya-razryadov-oplati-truda-po-ets.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predsedatel-uchenij-sekretar-soveta.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-po-discipline-montazh-ekspluataciya-i-remont-elektrooborudovaniya-promishlennih-i-grazhdanskih-zdanij.html
  • institute.bystrickaya.ru/fiziko-himicheskie-osnovi-materialovedeniya-i-tehnologii-kompozitov-chast.html
  • institut.bystrickaya.ru/svarka-rukovodstva-kasayushiesya-sistemi-gruppirovaniya-metallicheskih-materialov-stranica-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-mmaterialno-tehnicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-inzhenernaya-geodeziya.html
  • education.bystrickaya.ru/1-otdelenie-po-voprosam-bezhencev-otdela-po-voprosam-vinuzhdennih-pereselencev-i-bezhencev-glavnij-specialist-ekspert.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arturovskaya-legenda-kak-klyuchevoj-tekst-v-kulturnom-dialoge-velikobritanii-i-ssha-xix-xx-vv-stranica-3.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-koptskie-perevodi-rannie-vostochnie-perevodi-novogo-zaveta.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-chislennosti-rabotnikov-energomehanicheskoj-sluzhbi-kursovaya-rabota.html
  • turn.bystrickaya.ru/otnosheniya-partizanskaya-vojna-s-rabotodatelem.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kuda-mozhet-zavesti-prostoe-lyubopitstvo-stranica-14.html
  • studies.bystrickaya.ru/kredituvannya-pdprimstv-mzhnarodnimi-fnansovo-kreditnimi-nstitutami.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nocionet-e-prgjithshme-mbi-gjuhn-na-osnovu-chlana-20-stav-zakona-o-sredem-obrazovau-i-vaspitau-sluzhbeni.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-provedeniya-seminara-dlya-otvetstvennih-za-deloproizvodstvo-v-organizaciyah-istochnikah-komplektovaniya-arhivnogo-otdela-administracii-mo-kyahtinskij-rajon.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-specialnosti-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problema-ansamblya-v-arhitekture-xvii-veka-barokko-chast-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-razrabotke-i-zashite-diplomnoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-080502-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-apk.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-v-fedorov-mediaobrazovanie-stranica-13.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/perspektivi-ispolzovaniya-energii-solnca-i-vetra-chast-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pamyatniki-pismennosti-vostoka-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-realizacii-programmi-razvitiya-sozdanie-uslovij-dlya-uspeshnoj-socializacii-lichnosti-kazhdogo-uchashegosya-i-vipusknika-shkoli-2004-2010-g-g.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnoe-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-orlovskij-gosudarstvennij-agrarnij-universitet-fakultet-biotehnologii-i-veterinarnoj-medicini.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ili-inache-libo-libo--oder-sonst-entweder-oder-nemeckaya-grammatika-s-chelovecheskim-licom.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvivaya-te-ili-inie-generiruyushie-moshnosti-kazhdaya-strana-stremitsya-v-pervuyu-ochered-ispolzovat-mestnie-istochniki-sirya-i-svoi-konkurentnie-tehnologicheskie-pr.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-predsedatelej-dogovornih-organov-po-pravam-cheloveka-o-rabote-ih-dvadcat-tretego-soveshaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/32-podavlyajte-demonov-slozhnosti-kurs-lekcij-dlya-studentov-do-vmk-razrabotal-m-n-s-nii-pmk-vasin-d-yu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dva-imeni-odna-sudba-i-a-altman-otv-sostavitel-m-v-voronov.html
  • school.bystrickaya.ru/icd.html
  • school.bystrickaya.ru/crime-in-sports-essay-research-paper-intro.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.