.RU

А. С. Макаренко Рождение ребёнка радостное событие для каждой семьи. Сдетьми родители связывают счастливое будущее и огромные надежды. Иначе обстоит дело, когда ребёнок рождается с проблемами в развитии


И.В. Колесникова,

учитель начальных классов,

С.В. Санькова,

педагог - психолог

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №33», г. Бийск


Организация работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья


Поручиться за то, что семья может воспитывать как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания.

^ А.С. Макаренк��


Рождение ребёнка – радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают счастливое будущее и огромные надежды. Иначе обстоит дело, когда ребёнок рождается с проблемами в развитии.

В настоящее время в мире большое внимание стали уделять детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям. И это правильно, ведь появление больного ребёнка оставляет семью наедине со своими проблемами, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на психологический климат семьи, видоизменяет взаимоотношения супругов, ведёт к распаду семьи. Именно мы, педагоги, должны помочь таким семьям научиться адекватно реагировать на проблемы в развитии ребёнка, правильно воспитывать своих детей, полноценно жить в социуме.

Опираясь на опыт специалистов Архангельской государственной медицинской академии для детей с ограниченными возможностями, в технологической основе организации работы с семьями можно выделить ряд актуальных проблем: алкоголизм родителей, насилие в семье, отсутствие работы у родителей, нарушение детско – родительских отношений, безнадзорность детей, выраженная тревога родителей, вызванная отставанием в развитии от сверстников, отсутствие у родителей необходимых знаний по психологии и педагогике аномального ребёнка.

Исходя из выделенных проблем, цель нашей работы: объединить усилия учителя и социально – психологической службы школы для повышения эффективности работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.

2. Повышение уровня педагогической, психологической, медицинской компетентности родителей через различные формы просвещения, профилактики.

3. Формирование у родителей позитивных установок в общении со своим ребёнком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть через совместную деятельность, детско – родительские тренинги, внеклассную работу.

В нашей школе 4 специальных коррекционных класса VII вида для детей с задержкой психического развития. Помимо основного диагноза – задержка психического развития различного генеза, у детей имеются такие нарушения как общее недоразвитие речи – IV уровня, заикание, неврозоподобный, астенический синдром, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Однако для нас главное – не недостаток ребёнка, а сам ребёнок, которого мы понимаем, любим таким, какой он есть! Нам интересен каждый ребёнок и подросток, которых мы рассматриваем как партнёров по жизни.

Психолого – педагогическая работа с семьями, имеющими детей с ОВЗ, выстраивалась в систему на протяжении нескольких лет. Сложность данной работы заключается в том, что каждая семья – это особый, неповторимый мир, и проникновение в этот мир требует высокого педагогического такта, тонкого психологического подхода, большой гибкости и профессионального мастерства.

Семьи, в которых воспитываются наши дети, разные по социальному положению – это многодетные, неполные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В любом случае на первом месте - индивидуальный подход, позволяющий максимально учитывать особенности характера, образованность и уровень культуры родителей.

При первом знакомстве с родителями мы практикуем проективный метод «Родительское сочинение» (по опорным вопросам), который позволяет при анализе изучить уклад семьи, межличностные отношения, условия воспитания, формы общения с ребёнком (например, ответы на такие вопросы: как ласково называют ребёнка в семье, за что хвалят, наказывают, какое поручение ребёнку нравится выполнять и др.), какое заболевание, с какого возраста, в чём оно проявляется. Данный метод позволяет также изучить культурный уровень родителей (по почерку, ошибкам, построению предложений). С целью изучения семьи мы используем также различные педагогические и психологические анкеты, опросники.

На первых этапах пребывания ребёнка в школе также важно выявить семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации, детей, находящихся в социально – опасном положении. Данные категории семей находятся под пристальным вниманием социального педагога, который осуществляет социальный патронаж. Детям оказывается социальная помощь, поддержка в виде бесплатных учебников, обедов, оздоровительных путёвок в пришкольный лагерь.

Большую помощь в совместном отслеживании успеваемости и развития учащегося класса для детей с ЗПР имеют карты индивидуального продвижения, куда заносится вся информация о медицинском, педагогическом, психологическом развитии. Это своего рода мониторинг успешности развития. Родители могут наглядно увидеть продвижение своего ребёнка, не сравнивая его при этом с другими детьми. Информация из карты продвижения мотивирует родителей больше внимания уделять детям, преодолевать трудности в учёбе.

В школе организован и функционирует консультационный центр «Родительская аптека», в котором родители могут получить квалифицированную помощь специалиста - педагога, психолога, социального педагога, логопеда в виде индивидуальных консультаций, рекомендаций по дальнейшему развитию ребёнка, эффективных форм разрешения проблем.

Не всегда родители имеют возможность прийти в школу, узнать о трудностях и проблемах в обучении, развитии своих детей, не всегда и мы педагоги можем своевременно узнать о личных проблемах ребёнка, семьи. С целью эффективной взаимосвязи педагога с семьёй, мы используем так называемую «родительскую тетрадь». Данный вид работы позволяет установить с родителями обратную связь - информировать о проблеме, обмениваться мнениями о складывающейся учебной ситуации.

Наряду с традиционными формами просвещения (родительское собрание, индивидуальные и групповые консультации, беседы, памятки, буклеты) мы используем интерактивные методы (родительский тренинг, ролевая игра, моделирование ситуации), которые помогают нам организовать взаимодействие специалистов и родителей на основе сотрудничества, доверия друг к другу, помогают в открытом диалоге находить осознанный ответ на решение разнообразных проблем.

Нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч – это эффективные на наш взгляд направления деятельности школы в привлечении родителей к воспитанию своих детей, к сотрудничеству с педагогами.

Наиболее плодотворной и интересной формой работы с родителями является проведение совместных мероприятий: праздников, интеллектуальных игр, «семейных вечеров», прогулок на природе, туристических походов. В такие моменты совместной деятельности у родителей и детей возникает больше возможности ощутить коллектив в целом, лучше понимать друг друга, у ребёнка появляется возможность проникнуться чувством гордости за свою семью, продемонстрировать свою индивидуальность, у родителей появляется возможность наблюдать за своим ребёнком со стороны – как он чувствует себя в коллективе?

В работе с детьми с ОВЗ и их семьями очень важно такое направление как сохранение здоровья. Традиционным в школе стало проведение Дней Здоровья, цель которых пропаганда здорового образа жизни. В эти дни проводятся классные часы с приглашением специалистов, родителей, конкурсы рисунков, плакатов, спортивные развлечения, соревнования, марафоны, фитотерапия. Всё это сближает детей, родителей, педагогов, формирует активную жизненную позицию, мотивацию к занятию спортом.

Для эффективной организации работы родительского комитета класса, вовлечения родителей в общественную деятельность школы мы стараемся, чтобы каждый родитель ощущал полезность и важность своего участия в жизни класса, школы в целом - одни помогают в проведении детских праздников, другие занимаются финансово – хозяйственной деятельностью, третьи успешно выполняют роль организаторов выездных мероприятий. Главное, чтобы родитель почувствовал успех, веру в свои силы и возможности.

Конечно, работать с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, бывает очень сложно. Но когда видишь результат своих усилий, когда ребята получают аттестат о среднем (полном) образовании, когда видишь какими добрыми, отзывчивыми людьми они вырастают, как изменяются их родители, хочется работать в школе, выполняя высокую миссию педагога.

Поверьте нам: ограниченных возможностей нет! Есть ограниченные взрослые, которые не хотят или не могут помочь детям.

Список используемой литературы

  1. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. – М.:, 2000г.

  2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.

  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256с.: ил.

56-svedeniya-o-razmere-voznagrazhdeniya-lgot-iili-kompensacii-rashodov-po-organu-kontrolya-za-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnostyu.html
56-tema-strashnogo-mira-v-lirike-aa-bloka-na-primere-23-stihotvorenij-po-viboru-ekzamenuemogo-bilet-6.html
56-uchet-operacij-po-predostavlennim-kreditam-uchetnaya-politika-akb-investtorgbank-zao-na-2004-2005.html
56-vizualnij-i-izmeritelnij-kontrol-0-00-08-94-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov.html
56-vostrebovannost-vipusknikov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-po-sostoyaniyu-na-01-06-2008-goda-utverzhden.html
56-zashita-informacii-pri-ispolzovanii-semnih-nakopitelej-informacii-bolshoj-emkosti-dlya-avtomatizirovannih-rabochih-mest-na-baze-avtonomnih-pevm.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tri-cheloveka-ugoreli-na-pozhare-dvoe-poluchili-ozhogi-internet-resurs-vsluhru-31012011.html
  • school.bystrickaya.ru/duhovnie-rejderi-prestupnaya-deyatelnost-teleprogrammi-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-specialnost-060600-mirovaya-ekonomika-specialnost-061000-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-socialnaya-sfera.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/usloviya-konkursa-brigadirov-1-oblastnoj-slet-uchenicheskih-proizvodstvennih-brigad-dalee-slet-provoditsya-s-celyu.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-diskursivnij-analiz-istoriko-kulturnih-tekstov-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-ij-podgotovki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/machine-1-vichislitelnaya-mashina-kompyuter-evm-2-mashinnij-kompyuternij-machine-address.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yu-v-belomu-22-fevralya-2012-g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-kapillyaroteapiya-i-realnost-fizicheskoyu-omolozheniya-sushnost-boleznej-glava-illyuzii-i-realnosti-sovremennoj.html
  • writing.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-podderzhka-investicionnoj-deyatelnosti-chast-9.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62spekulyativnoe-raspredelenie-svobodnih-resursov-kooperativnij-makroplanirovshik.html
  • znanie.bystrickaya.ru/415-sushnost-biznes-plana-i-ego-naznachenie-izderzhki-dohodi-i-pribil.html
  • turn.bystrickaya.ru/pk-41-43-federalnij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-teoreticheskoj-mehanike.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mikrobnie-soobshestva-karstovih-pesher-srednej-sibiri-03-00-16-ekologiya-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-otkazom-v-udovletvorenii-trebovanij-polnostyu-ili-chastichno-39-chto-sostavlyaet-673-ot-kolichestva-del-rassmotrennih-s-vineseniem-resheniya-neispolnenie-resheniya-suda.html
  • spur.bystrickaya.ru/lyudmila1-posvyashenie-razvitie-i-stanovlenie-gosudarstvennosti-naroda-russkogo-i-narodov-sssr-v-globalnom-istoricheskom-processe.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-kalugina-t-a-novie-informacionnie-tehnologii-v-sfere-obrazovaniya-metodologicheskie-problemi-razrabotki-i-vnedreniya.html
  • exam.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-politika-rossii-chast-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iv-fedorov-valerij-mihajlovich.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/speckurs-kafedra-kmk-napravlenie-svyazi-s-obshestvennostyu-disciplina-istoriya-reklami-istoriya-russkoj-reklami.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reglamenta-po-predostavleniyu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-referatov-po-istoriografiidlya-aspirantov-specialnosti-070002-otechestvennaya-istoriya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/english-for-academic-purposes-teachers-tools-l-i-sokirkinoj-izdatelstvo-saratovskogo-universiteta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/44-konflikti-interesov-kontroliruyushego-akcionera-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-razrabotka-koncepcii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-v-deryagin-sovmestno-s-sotrud-nikami-issledoval-prirodu-formiro-vaniya-fundamen-talnih-magnitn.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-itogovij-informacionnij-byulleten-minsk-2011-spisok-komand-uchrezhdenij-obrazovaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-soderzhanie-obucheniya-po-professionalnomu-modulyu-pm-programma-professionalnogo-modulya-svarka-i-rezka-detalej.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-gou-nosh-shkola-zdorovya-1704-na-2011-2012-uchebnij-god-sentyabr-2011-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/evolyucionnaya-teoriya-poznaniya-stranica-9.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/za-vidayushijsya-lichnij-vklad-v-razvitie-sanatorno-kurortnoj-sferi-glava-administracii-krasnodarskogo-kraya-a-n-tkachev-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-esse-moya-professiya-moi-krilya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sto-velikih-zapovednikov-i-parkov-stranica-30.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu-shkoli-i-stupeni-stranica-15.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yu-a-chizmadzhev-yurij-aleksandrovich-chizmadzhev.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.