А. С. Макаренко Рождение ребёнка радостное событие для каждой семьи. Сдетьми родители связывают счастливое будущее и огромные надежды. Иначе обстоит дело, когда ребёнок рождается с проблемами в развитии
.RU

А. С. Макаренко Рождение ребёнка радостное событие для каждой семьи. Сдетьми родители связывают счастливое будущее и огромные надежды. Иначе обстоит дело, когда ребёнок рождается с проблемами в развитии


И.В. Колесникова,

учитель начальных классов,

С.В. Санькова,

педагог - психолог

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №33», г. Бийск


Организация работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья


Поручиться за то, что семья может воспитывать как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания.

^ А.С. Макаренк��


Рождение ребёнка – радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают счастливое будущее и огромные надежды. Иначе обстоит дело, когда ребёнок рождается с проблемами в развитии.

В настоящее время в мире большое внимание стали уделять детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям. И это правильно, ведь появление больного ребёнка оставляет семью наедине со своими проблемами, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на психологический климат семьи, видоизменяет взаимоотношения супругов, ведёт к распаду семьи. Именно мы, педагоги, должны помочь таким семьям научиться адекватно реагировать на проблемы в развитии ребёнка, правильно воспитывать своих детей, полноценно жить в социуме.

Опираясь на опыт специалистов Архангельской государственной медицинской академии для детей с ограниченными возможностями, в технологической основе организации работы с семьями можно выделить ряд актуальных проблем: алкоголизм родителей, насилие в семье, отсутствие работы у родителей, нарушение детско – родительских отношений, безнадзорность детей, выраженная тревога родителей, вызванная отставанием в развитии от сверстников, отсутствие у родителей необходимых знаний по психологии и педагогике аномального ребёнка.

Исходя из выделенных проблем, цель нашей работы: объединить усилия учителя и социально – психологической службы школы для повышения эффективности работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.

2. Повышение уровня педагогической, психологической, медицинской компетентности родителей через различные формы просвещения, профилактики.

3. Формирование у родителей позитивных установок в общении со своим ребёнком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть через совместную деятельность, детско – родительские тренинги, внеклассную работу.

В нашей школе 4 специальных коррекционных класса VII вида для детей с задержкой психического развития. Помимо основного диагноза – задержка психического развития различного генеза, у детей имеются такие нарушения как общее недоразвитие речи – IV уровня, заикание, неврозоподобный, астенический синдром, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Однако для нас главное – не недостаток ребёнка, а сам ребёнок, которого мы понимаем, любим таким, какой он есть! Нам интересен каждый ребёнок и подросток, которых мы рассматриваем как партнёров по жизни.

Психолого – педагогическая работа с семьями, имеющими детей с ОВЗ, выстраивалась в систему на протяжении нескольких лет. Сложность данной работы заключается в том, что каждая семья – это особый, неповторимый мир, и проникновение в этот мир требует высокого педагогического такта, тонкого психологического подхода, большой гибкости и профессионального мастерства.

Семьи, в которых воспитываются наши дети, разные по социальному положению – это многодетные, неполные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В любом случае на первом месте - индивидуальный подход, позволяющий максимально учитывать особенности характера, образованность и уровень культуры родителей.

При первом знакомстве с родителями мы практикуем проективный метод «Родительское сочинение» (по опорным вопросам), который позволяет при анализе изучить уклад семьи, межличностные отношения, условия воспитания, формы общения с ребёнком (например, ответы на такие вопросы: как ласково называют ребёнка в семье, за что хвалят, наказывают, какое поручение ребёнку нравится выполнять и др.), какое заболевание, с какого возраста, в чём оно проявляется. Данный метод позволяет также изучить культурный уровень родителей (по почерку, ошибкам, построению предложений). С целью изучения семьи мы используем также различные педагогические и психологические анкеты, опросники.

На первых этапах пребывания ребёнка в школе также важно выявить семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации, детей, находящихся в социально – опасном положении. Данные категории семей находятся под пристальным вниманием социального педагога, который осуществляет социальный патронаж. Детям оказывается социальная помощь, поддержка в виде бесплатных учебников, обедов, оздоровительных путёвок в пришкольный лагерь.

Большую помощь в совместном отслеживании успеваемости и развития учащегося класса для детей с ЗПР имеют карты индивидуального продвижения, куда заносится вся информация о медицинском, педагогическом, психологическом развитии. Это своего рода мониторинг успешности развития. Родители могут наглядно увидеть продвижение своего ребёнка, не сравнивая его при этом с другими детьми. Информация из карты продвижения мотивирует родителей больше внимания уделять детям, преодолевать трудности в учёбе.

В школе организован и функционирует консультационный центр «Родительская аптека», в котором родители могут получить квалифицированную помощь специалиста - педагога, психолога, социального педагога, логопеда в виде индивидуальных консультаций, рекомендаций по дальнейшему развитию ребёнка, эффективных форм разрешения проблем.

Не всегда родители имеют возможность прийти в школу, узнать о трудностях и проблемах в обучении, развитии своих детей, не всегда и мы педагоги можем своевременно узнать о личных проблемах ребёнка, семьи. С целью эффективной взаимосвязи педагога с семьёй, мы используем так называемую «родительскую тетрадь». Данный вид работы позволяет установить с родителями обратную связь - информировать о проблеме, обмениваться мнениями о складывающейся учебной ситуации.

Наряду с традиционными формами просвещения (родительское собрание, индивидуальные и групповые консультации, беседы, памятки, буклеты) мы используем интерактивные методы (родительский тренинг, ролевая игра, моделирование ситуации), которые помогают нам организовать взаимодействие специалистов и родителей на основе сотрудничества, доверия друг к другу, помогают в открытом диалоге находить осознанный ответ на решение разнообразных проблем.

Нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч – это эффективные на наш взгляд направления деятельности школы в привлечении родителей к воспитанию своих детей, к сотрудничеству с педагогами.

Наиболее плодотворной и интересной формой работы с родителями является проведение совместных мероприятий: праздников, интеллектуальных игр, «семейных вечеров», прогулок на природе, туристических походов. В такие моменты совместной деятельности у родителей и детей возникает больше возможности ощутить коллектив в целом, лучше понимать друг друга, у ребёнка появляется возможность проникнуться чувством гордости за свою семью, продемонстрировать свою индивидуальность, у родителей появляется возможность наблюдать за своим ребёнком со стороны – как он чувствует себя в коллективе?

В работе с детьми с ОВЗ и их семьями очень важно такое направление как сохранение здоровья. Традиционным в школе стало проведение Дней Здоровья, цель которых пропаганда здорового образа жизни. В эти дни проводятся классные часы с приглашением специалистов, родителей, конкурсы рисунков, плакатов, спортивные развлечения, соревнования, марафоны, фитотерапия. Всё это сближает детей, родителей, педагогов, формирует активную жизненную позицию, мотивацию к занятию спортом.

Для эффективной организации работы родительского комитета класса, вовлечения родителей в общественную деятельность школы мы стараемся, чтобы каждый родитель ощущал полезность и важность своего участия в жизни класса, школы в целом - одни помогают в проведении детских праздников, другие занимаются финансово – хозяйственной деятельностью, третьи успешно выполняют роль организаторов выездных мероприятий. Главное, чтобы родитель почувствовал успех, веру в свои силы и возможности.

Конечно, работать с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, бывает очень сложно. Но когда видишь результат своих усилий, когда ребята получают аттестат о среднем (полном) образовании, когда видишь какими добрыми, отзывчивыми людьми они вырастают, как изменяются их родители, хочется работать в школе, выполняя высокую миссию педагога.

Поверьте нам: ограниченных возможностей нет! Есть ограниченные взрослые, которые не хотят или не могут помочь детям.

Список используемой литературы

  1. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. – М.:, 2000г.

  2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.

  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256с.: ил.

56-svedeniya-o-razmere-voznagrazhdeniya-lgot-iili-kompensacii-rashodov-po-organu-kontrolya-za-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnostyu.html
56-tema-strashnogo-mira-v-lirike-aa-bloka-na-primere-23-stihotvorenij-po-viboru-ekzamenuemogo-bilet-6.html
56-uchet-operacij-po-predostavlennim-kreditam-uchetnaya-politika-akb-investtorgbank-zao-na-2004-2005.html
56-vizualnij-i-izmeritelnij-kontrol-0-00-08-94-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov.html
56-vostrebovannost-vipusknikov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-po-sostoyaniyu-na-01-06-2008-goda-utverzhden.html
56-zashita-informacii-pri-ispolzovanii-semnih-nakopitelej-informacii-bolshoj-emkosti-dlya-avtomatizirovannih-rabochih-mest-na-baze-avtonomnih-pevm.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vosemnadcataya-eksperimentalnaya-proverka-ekskurs-v-relyativistskuyu-termodinamiku-popitka-proriva-vulgarnogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-2505-pererabotka-nefti-i-gaza-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-zakonnosti-v-deyatelnosti-organov-sistemi-profilaktiki-beznadzornosti-i-pravonarushenij-nesovershennoletnih9.html
  • turn.bystrickaya.ru/omashnee-zadanie-dlya-6-h-klassov-na-vremya-otmeni-zanyatij-s-02-11-02-6-a.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-organizaciya-trudovogo-processa-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-izuchayushih-ekonomicheskie-i.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nobelya-v-studiyu-britanskaya-blagotvoritelnaya-organizaciya-plan-uk-razmestila-na-avtobusnih-ostanovkah-interaktivnuyu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-2-vospriyatie-federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-izdatelskaya-programma-uchebniki-i-uchebnie.html
  • tests.bystrickaya.ru/lizing-dokumenti-posobie-adresovano-visshim-rukovoditelyam-i-menedzheram-kompanij-dejstvuyushih-na-rinke-kolesnoj.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-docenta-fedorova-v-m.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-031501-iskusstvovedenie-moskva-2007.html
  • education.bystrickaya.ru/2-poetapnie-resheniya-piter.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pedagogicheskaya-deyatelnost-paradoksi-teorii-i-praktiki.html
  • student.bystrickaya.ru/25-vzaimodejstvie-s-pedagogicheskoj-obshestvennostyu-naseleniem-oblasti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/31052010-gs-2-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • bukva.bystrickaya.ru/novaya-i-novejshaya-istoriya-2005-3-2005-g.html
  • lesson.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-obiska.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-fakultete-magisterskih-programm-7-polozhenie-o-modulnoj-sisteme-obucheniya-10-stranica-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-informacionnaya-podderzhka-logisticheskih-biznes-processov-dlya-podgotovki-magistrov-po-specialnosti-080506-logistika-i-upravlenie-cepyami-postavok.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-latinskomu-yaziku-dlya-studentov-1-kursa-na-20062009-gg-dnevnoj-i-vechernij-fakultet-vvedenie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predvaritelnie-zametki-tajnaya-doktrina.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskoe-obshestvo-v-zerkale-obshestvennogo-mneniya-sociologiya-i-obshestvo-puti-vzaimodejstviya.html
  • crib.bystrickaya.ru/ime-h-em-azerbajdzha-h-skoj-respubliki.html
  • essay.bystrickaya.ru/beseda-s-zhakom-derrida-moskva-fevral-1990-g-o-zh-derrida-biogafiya-i-bibliogafiya-1990-riklin-m.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-sovremennaya-lingvisticheskaya-sistemologiya-rassmatrivaet-yazik.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-oznakomlenie-s-rabotoj-kinoteatra-primernaya-programma-proizvodstvennoj-professionalnoj-praktiki-dlya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/unit-vi-elections-uchebnoe-posobie-rekomendovano-dalnevostochnim-regionalnim-uchebno-metodicheskim-centrom.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shkola-stanet-otstojnikom-dlya-shpani-gosduma-rf-monitoring-smi-17-maya-2007-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/ossijskoj-federacii-ot-30-12-2008-n-148n-ob-utverzhdenii-instrukcii-po-byudzhetnomu-uchetu-i-ot-23-09-2005-n-123n-ob-utverzhdenii-form-registrov-byudzhetnogo-ucheta.html
  • literature.bystrickaya.ru/blagotvoritelnuyu-akciyu-dlya-mnogodetnih-semej-organizuyut-v-habarovske.html
  • report.bystrickaya.ru/i-zakonomernosti-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problema-obraza-avtora-v-hudozhestvennom-tekste-serkina-a-a.html
  • control.bystrickaya.ru/edipov-kompleks-rassmatrivalsya-im-v-plane-takogo-edinoobrazno-obyasnyayushego-razlichnie-yavleniya-zhizni-konstrukta-s-pomoshyu-kotorogo-davalos-psihoanaliticheskoe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mif-o-repressiyah-v-sovetskoj-nauke-stranica-6.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-svetlovskaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • control.bystrickaya.ru/beldej-va-borovikov-se-rahimov-kk-sobyanin-ad-2k-ot-strategii-vizhivaniya-k-strategii-bistrogo-rosta-juramore-klajpeda-2002-6-noyabr-dekabr-s-26-27.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.