.RU

А. В. Парфенова - Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования


^ А. В. Парфенова Особенности оценивания
образовательных результатов учащихся по информатике
в современной школе
Общество требует новых современных подходов к оцениванию образовательных результатов учащихся образовательных учреждений. Наше время обусловлено необходимостью развития у учащихся достижений, которые в будущем будут способствовать их быстрому и эффективному ориентированию в часто изменяющихся условиях действительности.
В связи с этим «конечным образовательным результатом образования является мобильная, разносторонне развита личность, способная адаптироваться к социально-экономическим изменениям и найти свое место
в современном обществе» [1].

Образовательные результаты представляют собой совокупность целей образования, ориентированные на познавательные возможности учащихся, и связаны с условиями и требованиями, предъявляемыми обществом. «Основные результаты обучения и воспитания должны обеспечивать учащимся широкие возможности для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией
и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию» [2].

В стандарте второго поколения представлены личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся
к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так
и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений, навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

Говоря об образовательных результатах необходимо помнить, что достижение результата возможно в процессе усвоения учебного результата. Деятельность является основой усвоения учебного материала. Многими учеными, зарубежными и отечественными, были рассмотрены уровни усвоения учебного материала.

Для оценивания образовательных результатов по информатике необходима такая система оценивания, основой которой являются деятельностный подход, учитывающий уровни усвоения материала учащимися,
и интегральная оценка, способная учитывать все три вида образовательных результатов, предложенных стандартами второго поколения.

Также необходимо учесть, что показатель предметных образовательных результатов может быть как качественным, так и количественным,
а метапредметных и личностных — только качественным, поэтому и методика их измерения будет различна. Соответственно предлагаемой
методике оценивание предметных результатов возможно на каждом уроке, а выстраивание результатов — с использованием интервальной шкалы. Для метапредметных и личностных результатов будем использовать шкалу отношений, а изменения отмечать через определенный промежуток времени (четверть, семестр, триместр и т. п.). Для вычисления интегральной оценки используем аксиомы и формулы непараметрической статистики.

Литература

  1. Зенкина С. В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты: моногр. М.: Просвещение, 2007. 80 с.

  2. Основы общей теории и методики обучения информатике: учеб. пособие / под ред. А. А. Кузнецова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 207 с.
^ В. В. Пичугин Методы развивающего обучения
Поиск новых форм и приемов организации урока в наше время — явление необходимое. В современных условиях теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование личности, умеющей жить и работать в непрерывно меняющемся мире. Этому могут способствовать методы развивающего обучения.

Под методом обучения педагогика понимает способ деятельности учителя и учащихся, а также совокупность приемов работы. Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику и различные классификации.

^ Монологический метод обучения. Признаки: наличие вербального изложения учителем учебного материала, описательное объяснение фактов и т. п., спорадическое возникновение проблемных ситуаций. У учащихся доминирует исполнительская деятельность: слушание и запоминание, наблюдение, выполнение действий по образцу. Ошибочно монологический метод не относят к развивающим.

^ Показательный метод обучения. Признаки: показывается логика
решения ученым научной проблемы; показываются образец доказательства, рассуждений, показываются способы решения практической проблемы.

^ Диалогический метод. Признаки: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы по известному учащимся материалу. Учитель может также создать проблемную ситуацию, поставить ряд проблемных вопросов, но и в этом случае сущность новых понятий и способов действий объясняет учитель.

^ Эвристический метод. Признаки: организация учителем изучения учебного материала в форме эвристической беседы; постановка проблемных вопросов; решение познавательных задач; учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью учителя.

^ Исследовательский метод. Признаки: учитель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового, предлагая им задания проблемного характера и выявляя совместно с ними цель и ход работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т. п.).

^ Алгоритмический метод. Признаки: устное инструктирование учащихся; показ образца действия и алгоритма (предписаний) его выполнения; наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся.

^ Программированный метод. Признаки: программирование учебного материала с постановкой вопросов и заданий учащимся для самостоятельного усвоения знаний и способов действий. Уместно применение компьютера.

Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляет важнейшую сторону деятельности учителя. При выборе и сочетании методов обучения необходимо учитывать соответствие:

1) целям и задачам обучения и развития;

2) содержанию темы урока;

3) реальным учебным возможностям школьников: возрасту, уровню подготовленности, особенностям класса;

4) имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;

5) возможностям самих учителей, которые определяются их опытом, методической подготовленностью, уровнем профессионализма.

Внедрение методов развивающего обучения в практику работы учителя может качественно повысить эффективность урока. Более того, проекты ФГОС предполагают кардинальное изменение организации образовательного процесса, которое невозможно реализовать без изменения методик и обновления типологии и структуры урока. При этом следует согласиться с неисчерпаемостью резервов урока как формы и как системы для совершенствования.

646-primernaya-tematika-kursovih-rabot-primernaya-programma-modulya-tamozhennij-kontrol-rekomenduetsya-dlya-napravleniya.html
64demontazh-rezervuarov-k-d-200-i-programma-raschetov.html
64istoricheskoe-razvitie-i-sovremennoe-ponimanie-geopolitiki-politologiya-kak-obshestvennoe-yavlenie.html
64mnogoletnyaya-programma-raboti-po-osushestvleniyu-stati-8j-i-sootvetstvuyushih-polozhenij-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii.html
64predlozhenie-o-kachestve-uslug-i-kvalifikacii-uchastnika-otkritij-konkurs.html
64protokol-aukciona-ob-itogah-provedeniya-aukciona-i-uvedomlenie-ob-itogah-aukciona.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovremennie-elektronnie-smi-i-professionalizm-zhurnalista.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/agroekologicheskaya-ocenka-selskohozyajstvennih-kultur-agrobiocenoticheskie-osnovi-zemledeliya.html
  • essay.bystrickaya.ru/eksperti-predrekayut-rossijskim-regionam-turisticheskij-bum-i-kolossalnie-investicii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-socialnoj-kompetentnosti-budushih-specialistov-zheleznodorozhnogo-transporta-v-vuze-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-antarova-dve-zhizni.html
  • writing.bystrickaya.ru/finansovie-vlozheniya-chast-6.html
  • reading.bystrickaya.ru/materinskaya-smertnost-v-severo-zapadnom-regione-rossii-v-kratkij-ocherk-istorii-razvitiya-studencheskogo-nauchnogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/5-soderzhanie-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-1-ot-03.html
  • urok.bystrickaya.ru/prazdnik-obsheniya-vestnika-kosmosa-kniga-vtoraya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-tehnologii-na-2008-2009-uch-god-dlya-5-9-klassov-20-chasov-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/dazhe-farmacevtu-nelegko-zhivetsya-v-novom-svete-razmishlyal-mister-starki-kotorij-v-nachale-xvii-veka-emigriroval-iz-anglii-v-ameriku-stranica-5.html
  • literature.bystrickaya.ru/erih-mariya-remark-tri-tovarisha-stranica-74.html
  • school.bystrickaya.ru/formuvannya-fnansovo-zvtnost-slskogopodarskogo-pdprimstva.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sinhronistichnost-akauzalnij-svyazuyushij-princip.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-napravleniyu-podgotovki-magistrov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-obrazovatelnoj-oblasti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kommercheskie-sdelki-ponyatie-vidi-tehnologiya-zaklyucheniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/princ-i-otshelnik-predislovie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-200-g-rabochaya-programma-po-istorii-pedagoga-stranica-4.html
  • school.bystrickaya.ru/ah-eti-strannie-anglichane-chast-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-metodi-reformirovaniya-organizacii-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-doc-litaeva-m-a-doc-ulyanova-e-s-st-prep-husnutdinova-l-n-trebovaniya-k-studentam.html
  • university.bystrickaya.ru/g-moskva-200-g-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-ercog.html
  • literatura.bystrickaya.ru/severnaya-osetiya-otkapivaetsya-iz-pod-snega-informacionnoe-agentstvo-rosbalt-14042011.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-i-kommentarii-iv-tolstogo-m-iskusstvo-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rozhdestvenskij-spisok-bessporno-chernij-spisok-stranica-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-polevaya-praktika-po-botanike-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • grade.bystrickaya.ru/minfin-rossii-stranica-7.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-b-momishli-zhauingerd-tlasi-anmen-zhazilan-ktap-zhinainan.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomika-litvi.html
  • studies.bystrickaya.ru/3-celi-i-zadachi-regionalnoj-programmi-ob-utverzhdenii-regionalnoj-programmi-v-oblasti-energosberezheniya-i-povisheniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spasenie-svoej-dushi-snachalom-goda-v-16-regionah-rossii-startovali-pilotnie-proekti-po-sozdaniyu-centrov-dlya-socializacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/pogovori-so-mnoyu-mama-a-nu-ka-devochki-konkursnaya-programma-87-vkafe-arlekin-karnavalnoe-shou-k-8-marta-dlya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-problema-soznaniya-v-klinike-204-programma-fundamentalnih-issledovanij-prezidiuma-ran-fundamentalnie-nauki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.