.RU

Амурское бассейновое водное управление





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

АМУРСКОЕ БАССЕЙНОВОЕ ВОДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРОТОКОЛ


заседания Бассейнового совета Амурского бассейнового округа

__________________________________________________________________

08 апреля 2010 г. № 02

г. Хабаровск


Председательствующий – Макаров Андрей Валентинович, руководитель Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов

Секретарь - Шевчук Николай Николаевич, специалист 1 разряда планово – экономического отдела Амурского бассейнового водного управления.

Присутствовали: 20 человек (список прилагается)


^ ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. О рассмотрении итоговых материалов выполнения I и II этапов разработки Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р. Амур (российская часть). Доклад директора Дальневосточного филиала ФГУП Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов Н.Н. Бортина.

2. Об организации наблюдения за стоком р. Аргунь и получении от китайской стороны гидрологической информации о влиянии водохозяйственных мероприятий, проводимых на территории Китая, на гидрологический режим р. Аргунь. Доклад заместителя начальника ОГСН по Забайкальскому краю С.А. Миловидовой.

  1. Об установлении границ водоохранных зон на пограничных реках Амурского бассейна и правовых аспектах регулирования хозяйственной деятельности. Доклад координатора проекта программы «Амур» Амурского филиала WWF – Россия Н.Н. Ефимова.

  2. О федеральном законе «О рациональном природопользовании в бассейне р. Амур». Доклад заместителя министра природных ресурсов Правительства Хабаровского края С.Н. Андриенко.

  3. Об особенностях отведения сточных вод в городские системы канализации и проблемах, возникающих при разработке и утверждении правил приема стоков в городские системы канализаций. Доклад директора ОАО «Водоканал» г. Чита А.Н. Ядрищенского.

  4. О возможности привлечения средств коммерческих и некоммерческих организаций для выполнения мероприятий по стабилизации экологических ситуаций. Доклад главного специалиста-эксперта департамента Росприроднадзора по ДФО В.И. Моисеевой.

  5. О формировании плана работы Бассейнового совета на 2010-2011гг. Доклад А.В. Макарова


1.СЛУШАЛИ:

Н.Н. Бортина - об итогах разработки I и II этапов Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р. Амур (российская часть) – текст доклада прилагается.

ВЫСТУПИЛИ:

Бойко А.В. - предложил внести изменения в программные мероприятия, направленные на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в бассейне р. Амур, в части использования подземных вод.

Пономарев В.П. – предложил рассматривать проект СКИОВО бассейна реки Амур как технический документ, не требующий исчерпывающего финансового обоснования.

Шалунова А.М. – предложила дополнить СКИОВО мероприятиями, направленными на сохранение водных экосистем и водных биоресурсов.

Ефимов Н.Н. – высказался против формулировки решения об одобрении результатов СКИОВО, так как в представленном виде СКИОВО не отвечает требованиям комплексного подхода: вода рассматривается лишь как ресурс, источник удовлетворения хозяйственно-бытовых потребностей, производства электроэнергии, объект для сброса стоков. Водные экосистемы СКИОВО не рассматриваются. В обосновании своей позиции сослался на отзыв Е.А. Симонова – Консультанта Амурской программы Всемирного фонда дикой природы (WWF). Координатора коалиции «Реки без границ».

ПОСТАНОВИЛИ:

    1. В целом одобрить представленные результаты I и II этапов разработки Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р. Амур (российская часть).

    2. Рекомендовать разработчику внести корректировки в части программ мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, с учетом замечаний членов Бассейнового совета.

2. СЛУШАЛИ:

С.А. Миловидову об организации наблюдений за стоком р. Аргунь и получении от китайской стороны гидрологической информации о влиянии водохозяйственных мероприятий, проводимых на территории Китая, на гидрологический режим р. Аргунь – текст доклада прилагается.

ПОСТАНОВИЛИ:

2.1. Рекомендовать Амурскому БВУ учесть представленную информацию при разработке НИР «Комплексная оценка состояния водных ресурсов и водохозяйственного комплекса бассейна реки Аргунь (включая бассейн реки Хайлар и озера Далайнор) и подготовка научно обоснованных рекомендаций по предотвращению негативного воздействия на российскую часть бассейна проводимых на территории КНР водохозяйственных мероприятий».


3.СЛУШАЛИ:

Н.Н. Ефимова - об установлении границ водоохранных зон на пограничных реках Амурского бассейна и правовых аспектах регулирования хозяйственной деятельности – текст доклада прилагается.

ПОСТАНОВИЛИ:

3.1. Рекомендовать субъектам Российской Федерации во взаимодействии с Амурским БВУ инициировать поэтапную разработку (корректировку) проектов установления границ ВЗ и ПЗП трансграничных водных объектов:

- р. Аргунь (на участке от выхода на российскую территорию до с. Олочи) на протяжении около 260 км;

- р. Амур (на участке от г. Благовещенска до с. Иннокентьевка на протяжении 300 км; на участке от с. Амурзет до с. Нижнеленинское на протяжении около 150 км);

- р. Уссури (на участке от устья до устья р. Хор на протяжении около 70 км);

- р. Сунгача на всем протяжении от истока до устья (протяженность 212 км).

3.2. Рекомендовать субъектам Российской Федерации и Амурскому БВУ включить разработку вышеуказанных мероприятий в состав долгосрочной ФЦП в области использования и охраны водных объектов и региональных программ, предусмотренных к разработке в Водной стратегией РФ на период до 2020 года.

4 СЛУШАЛИ:

С.Н. Андриенко - о проекте федерального закона «О рациональном природопользовании в бассейне р. Амур»

ПОСТАНОВИЛИ:

4.1. Содействовать продвижению проекта Федерального закона «О рациональном природопользовании в бассейне р. Амур».

5. СЛУШАЛИ:

А.Н. Ядрищенского - об особенностях отведения сточных вод в городские системы канализации и проблемах, возникающих при разработке и утверждении правил приема стоков в городские системы канализаций.

ВЫСТУПИЛИ:

Домнин К.В. – поддержал А.Н. Ядрищенского.

Макаров А.В. – предложил представителям МУП г. Хабаровск «Водоканал» и ОАО «ВОДОКАНАЛ-ЧИТА» по вопросу разработки технического регламента по сбору и отведению стоков в системы канализации населенных пунктов обратиться в представительство «Единая Россия», для решения вопроса в рамках разработки программы «Чистая Вода».

ПОСТАНОВИЛИ:

5.1. Принять информацию А.Н. Ядрищенского к сведению.

6. СЛУШАЛИ:

В.И. Моисееву - о возможности привлечения средств коммерческих и некоммерческих организаций для выполнения мероприятий по стабилизации экологических ситуаций – текст доклада прилагается.


ПОСТАНОВИЛИ:

6.1. Вопрос о формировании рабочей группы по привлечению средств коммерческих и некоммерческих организаций для выполнения мероприятий по стабилизации экологических ситуаций вынести на очередное заседание бассейнового совета.

7. СЛУШАЛИ:

А.В. Макарова - о формировании плана работы Бассейнового совета на 2010-2011год.

ПОСТАНОВИЛИ:

    1. Поручить президиуму Бассейнового совета:

- в десятидневный срок сформировать план работы Бассейнового совета на 2010-2011год с учетом предложений членов бассейнового совета;

- рассмотреть необходимость создания рабочих групп для решения задач, поставленных на заседании бассейнового совета.



Председательствующий

А.В. Макаров

























Секретарь

Н.Н. Шевчук


Приложение 1

^ Список участников заседания бассейнового совета Амурского бассейнового округа


1

Андриенко Сергей Николаевич

заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края

2

Айраксинен Елена Юрьевна

заместитель руководителя Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов – Зам. Председателя БС

3

Бойко Александр Витальевич

начальник департамента по недропользованию по ДФО (Дальнедра) Федерального агентства по недропользованию

4

Бортин Николай Николаевич

директор ДВ филиала ФГУП Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов

5

Гаврилов Александр Васильевич

руководитель Дальневосточного УГМС

6

Дударь Ольга Николаевна

начальник отдела водных ресурсов Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.

7

Донец Екатерина Александровна

начальник отдела согласования размещения хозяйственных объектов и искусственного воспроизводства, водных биоресурса Амурского территориального управления Росрыболовства

8

Домнин Константин Васильевич

главный инженер МУП г. Хабаровск «Водоканал»

9

Ефимов Николай Николаевич

координатор проекта программы «Амур» Амурского филиала WWF- Россия

10

Калашников Олег Владимирович




11

Кузнецов Константин Адольфович

первый заместитель начальника управления природных ресурсов правительства Еврейской АО

12

Макаров Андрей Валентинович

руководитель Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов – Председатель БС

13

Махинов Алексей Николаевич

заместитель директора Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук

14

Миловидова Светлана Александровна

заместитель начальника ОГСН

15

Моисеева Валентина Ивановна

главный специалист эксперт департамента Росприроднадзора по ДФО

16

Пассар Любовь Владимировна

президент региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края»

17

Пономарев Владимир Петрович

заместитель руководителя Амурского БВУ –начальник отдела водных ресурсов по Приморскому краю Федерального агентства водных ресурсов

18

Хилинский Олег Леонидович

начальник службы государственного портового контроля ФГУ «АМП Владивосток»

19

Шалунова Александра Михайловна

начальник отдела РПУ и воспроизводства ВБР Приморского ТУ Федерального агентства по рыболовству

20

Ядрищенский Андрей Николаевич

генеральный директор ОАО «ВОДОКАНАЛ-ЧИТА»



Приложение 2

к протоколу №2/2010 от 08.04.2010


^ О рассмотрении итоговых материалов выполнения 1, 2 этапов разработки СКИОВО бассейна реки Амур (российская часть бассейна).


(Докладчик Н.Н.Бортин - директор Дальневосточного филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Российский НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов» (ДальНИИВХ), доктор географических наук)

В период с 2008 по 2009 год Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» (ФГУП РосНИИВХ) и его филиал: Дальневосточный филиал ФГУП РосНИИВХ (г.Владивосток) выполнили широкий комплекс исследований по решению целого ряда задач и разработке программ мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах рассматриваемого речного бассейна, обеспечивающих поэтапное достижение целевых показателей, определяемых на данном этапе разработки Схемы. Соисполнителями работ, по согласованию с Заказчиком, являлись: ТИГ ДВО РАН, Совинтервод, Росгидромет, ВостокНИИВХ, ДВГУ, ФГУП Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие, ДВНИИР.

Работы ведутся в три этапа с 2008 по 2010 год по Государственному контракту общей стоимостью 28500 тыс. руб. Заказчиком работ является Амурское БВУ Росводресурсов.

В соответствии с техническим заданием по Государственному контракту задачей данной работы является: формирование инструментария принятия управленческих решений по достижению устанавливаемых Схемой целевых показателей качества воды водных объектов бассейна р. Амур (Российская часть) и уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

На 1 этапе разработки СКИОВО решены следующие задачи:

1) Сбор, первичная обработка и анализ исходной информации, необходимой для выявления и анализа проблем управления водными ресурсами в рассматриваемом речном бассейне, сбор иной описательной и оценочной информации характеристик и проблем речного бассейна. Выявлены пробелы в требуемой информации для целей разработки в составе Схем программ развития мониторинга и проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на территории рассматриваемого речного бассейна.

2) Выделены природные и искусственные водные объекты бассейна р.Амур, для которых выполняются оценки антропогенных нагрузок и возможных ущербов от негативного воздействия вод.

3) Выявлены и ранжированы по степени значимости проблемы: использования и охраны водных объектов; наличия водных ресурсов, их доступности для использования; проявлений негативного воздействия вод.

На 2 этапе разработки СКИОВО решены следующие задачи:

1) Сформулированы основные цели реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, направленных на решение ключевых проблем с оценкой их достижимости в течение периода реализации Схемы. Установлены количественные целевые показатели этапов реализации Схемы.

2) Осуществлены вариативные проработки программ мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах рассматриваемого речного бассейна, обеспечивающих поэтапное достижение целевых показателей, определяемых на данном этапе разработки Схемы

Решение перечисленных задач особенно актуально для бассейна р.Амур, который является уникальным в Российской Федерации не только по географическому положению и природным условиям, но и по сложности водохозяйственного комплекса, показателям социально-экономического развития, величине ущербов от паводков и наводнений.

Бассейн реки Амур занимает юго-восточную часть территории Российской Федерации, а также часть территорий Монголии и Китайской Народной Республики. В пределах бассейна Амура расположены территории 5 субъектов Российской Федерации. В бассейне Амура на территории России построено свыше 30-ти водохранилищ объемом более 1 млн.м3 каждое. В настоящее время наибольший ущерб от наводнений приходится на сельское хозяйство - 41%, на коммунальное хозяйство и промышленность – 30%, автодорожное хозяйство – 11 %. Для бассейна характерна проблема активных русловых деформаций. Особая значимость её определяется прохождением государственной границы Российской Федерации с КНР по р. Амур и рекам его бассейна. Вследствие высокой антропогенной нагрузки и хозяйственной активности на территории бассейна, расположенной в КНР, возникают кризисные ситуации для экосистемы Амура.

Для решения поставленных задач были использованы гидрометеорологические, гидрологические и гидрохимические данные Росгидромета за весь период наблюдений; все имеющиеся данные Росворесурсов и других ведомств по использованию и качеству воды, материалы ежегодно проводимых исследований русловых деформаций в бассейне, осуществляемому с 2007 года Российско-Китайскому мониторингу качества воды р.Амур, спутниковые данные, имеющиеся публикации, материалы и проработки проектных и водохозяйственных организаций. При решении различных аспектов проблемы широко использовались ГИС-технологии.

В качестве отчётных документов по Контракту в 2008 году Заказчику представлен заключительный отчет «Общая характеристика бассейна р. Амур», включающий:

В качестве отчётных документов по Контракту в 2009 году Заказчику представлены:

  1. Заключительный отчет «Состояние и ключевые проблемы речного бассейна»,включающего комплект ситуационных карт.

Подготовка комплекта оценочных карт, отражающих результаты анализа данных, нашедших свое отображение на ситуационных картах, а также содержащиеся в документированных сведениях в области управления водными объектами, в том числе:

  1. Аналитический доклад «Целевое состояние речного бассейна, основные цели и целевые показатели его достижения»;

  2. Заключительный отчет «Альтернативные варианты программ мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирование водохозяйственных систем бассейна р. Амур».

4. Комплект исполнительных и прогнозных карт, отражающих прогнозные ситуации, включающий:

Ниже кратко изложены основные выводы по полученным результатам.

^ 1 этап: «Общая характеристика бассейна р. Амур»

1. На основе длительных обсуждений состояния, проблем и стратегических направлений социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, которые интенсивно, на протяжении последних пяти лет, ведут представители научной общественности, власти и бизнеса определились не более 4-5 ключевых проблем-идей, имеющих основополагающее значение для развития региона, которые сводятся к следующему:

2. Реализация выше указанных идей предполагает развитие следующих направлений:

3. Развитие указанных направлений предполагает наличие тенденции к нарастанию использования водных объектов и земель бассейна р. Амур.

4. На сегодняшний день водные объекты бассейна р. Амур в большинстве случаев используются для изъятия водных ресурсов с последующим после их применения отведением в водотоки.

5. Со строительством нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан началось достаточно интенсивное использование водных объектов для размещения подводных трубопроводов.

6. В настоящий период основой для регулирования вопросов использования (охраны) водных объектов и защиты от вредного воздействия вод в бассейне р. Амур являются нормативно-правовые акты федерального уровня.

7. Для водных объектов бассейна р. Амур характерны широкие пределы изменения водообеспеченности. По величине среднего годового стока территорию бассейна Амура можно разделить на 5 зон:

8. В пределах российской части бассейна р. Амур находятся следующие гидрогеологические области:

9. Общая величина прогнозных ресурсов подземных вод по Амурскому бассейну составляет величину - 57,15 км3/год. Основная их часть – 45,4 км3 или 79,4% от общего количества сосредоточена в Хабаровском крае. Высокими значениями модулей прогнозных ресурсов – более 150 м3/сут. на км2 характеризуется Хабаровский край и Еврейская АО. Низким модулем прогнозных ресурсов подземных вод отличаются территории Приморского края и Амурской области.

10. Изученность рек Амурского бассейна достаточно высока, но для реализации отдельных расчетов - недостаточна. При этом основной объем данных наблюдений относится к характеристикам гидрологического режима водотоков. Гидрогеологическую изученность территории бассейна р. Амур особенно в части оценки естественных ресурсов подземных вод следует признать недостаточной.

11. В предварительный (базовый) перечень водных объектов, учитываемых при разработке СКИОВО, на рассматриваемой территории входит 298 рек (площадь водосбора более 1000 км2), 215 озер (площадь зеркала более 1 км2) и 30 водохранилищ (площадь зеркала более 1 км2).

12. На российской части водосборной площади р. Амур, выделено 10 гидрографических единиц, в пределах которых расположено 22 водохозяйственных участка.

13. Относящаяся к Российской Федерации часть водосборной площади р. Амур в наибольшей степени подвержена хозяйственному освоению в пределах Забайкальского края, Амурской области и Хабаровского края.

14. Водохозяйственный комплекс бассейна р. Амур включает в себя следующие основные объекты, предназначенные для использования поверхностных водных объектов и предупреждения вредного воздействия вод: водохранилища и пруды различного назначения; противопаводковые дамбы; сооружения, предназначенные для забора вод из природных водных объектов; сооружения, предназначенные для водоотведения; объекты речного транспорта.

15. Максимальное водопотребление на производственные нужды осуществляется в Хабаровском и Забайкальском краях, на хозяйственно-питьевые нужды – в Амурской области, ЕАО и Приморском крае. Использование водных объектов для транспортных целей наиболее развито в Хабаровском крае и ЕАО.

16. В Хабаровском крае основными источниками водопотребления служат поверхностные водные объекты. Наибольшая доля подземных вод в общем объеме водопотребления характерна для Еврейской АО.

17. Самые большие объемы сточных вод в водные объекты бассейна р. Амур сбрасываются в Хабаровском и Забайкальском краях.

18. По 525 водным объектам (либо их частям) осуществление мер по охране возложено на органы государственной власти субъ­ектов РФ (наибольшее количество в Хабаровском крае – 45,1 %), а по двум водным объектам – на Федеральное агентство водных ресурсов.

19. По 506 водным объектам, осуществле­ние мер, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, возложено на органы государственной власти субъектов РФ (наибольшее количество в Хабаровском крае – 45,6 %).

20. По 13 водным объектам, организация осуществления мер, по предотвращению негативного воздей­ствия вод и ликвидации его по­следствий, возложена на Федеральное агентство водных ресурсов.

Таким образом, задачи, для решения которых требовалось проведение этого этапа работы, в целом решены. Характеристика бассейна р. Амур дана по всем основным показателям. Результаты будут использованы в ходе дальнейшей разработки СКИОВО.

Отчет по 1 этапу содержит пояснительную записку (книга 1) и 4 приложения (книга 2).

^ II этап (подэтап 1) «Состояние и ключевые проблемы речного бассейна»

Расчёты и результаты анализа современных данных, выполненные в рамках II этапа (подэтап 1) разработки СКИОВО бассейна р. Амур (российская часть), позволили подтвердить следующее:

  1. Возможные проблемы с количеством поверхностных вод в период зимней межени для частей водотоков имеющих, малые площади водосбора от 200 до 20000 км2, а так же для частей водотоков, имеющих средние либо большие площади водосбора и расположенных в северо-западной части водосборной площади р. Амур, носят сравнительно локальный характер и не оказывают существенного негативного влияния на социальную и экономическую обстановку в пределах рассматриваемой территории.

  2. В целом по бассейну обеспечение водой потребителей может осуществляться в полном объёме, а некоторые затруднения с количеством поверхностных вод на отдельных (указанных выше) реках могут быть преодолены за счет увеличения водоотбора подземных вод, из гидравлически не связанных с реками бассейнов.

  3. Водный режим в створах водохозяйственных участков, расположенных ниже Зейского и Бурейского водохранилищ, находится в большой зависимости от работы ГЭС и в частности от режима производимых ими сбросов воды. Эта зависимость характеризуется перераспределением стока внутри года. Водность зарегулированных водотоков (по сравнению с естественной водностью) увеличивается в зимний период, что в свою очередь значительно снижает вероятность возникновения проблем с количеством водных ресурсов в неблагоприятный период года.

  4. Проблемы с качеством вод возможны на всех водотоках рассматриваемой территории (особенно в период зимней межени).

  5. Наиболее неблагоприятные условия формирования качественного состава поверхностных водных ресурсов наблюдаются для частей водотоков имеющих малые площади водосбора от 200 до 20000 км2.

  6. Привнос загрязняющих веществ в русло р. Амур за счет контролируемого сосредоточенного сброса составляет сравнительно небольшую часть от суммарной массы ингредиентов, поступающих в водоток.

  7. Наибольший объем загрязняющих веществ поступает в Амур путем диффузного и трансграничного привноса.

  8. Несмотря на то, что загрязняющие вещества, поступающие с сосредоточенным сбросом, не составляют основную часть от общей массы веществ, попадающих в водотоки, в их числе поступают достаточно опасные ингредиенты. Это является следствием низкой эффективности очистных сооружений (порядка 80 % нуждаются в реконструкции или капитальном ремонте) либо их отсутствия.

  9. Достаточно остро в пределах Амурского бассейна стоит проблема качества питьевой воды, главной причиной которой является загрязнение водных объектов – источников водоснабжения.

  10. В целом по бассейну р. Амур качество вод поверхностных водных объектов определяется характеристиками загрязненности воды, которые находятся в интервале от 2 класса «слабо загрязненная» до 5 класса «экстремально грязная». При этом состояние большей части водотоков оценивается «очень загрязненные», либо «грязные».

  11. Основными загрязнителями водных объектов бассейна р. Амур являются – железо, медь, цинк, марганец, органические вещества, аммонийный и нитратный азот, фенолы и нефтепродукты.

  12. Наиболее сильно влияние загрязняющих веществ сказывается на здоровье населения, что в свою очередь негативно влияет не только на социальную обстановку в бассейне р. Амур, но и на экономическое развитие региона.

  13. Затопление рассматриваемой территории в ходе прохождения паводков редкой повторяемости оказывает значительное негативное воздействие на социально-экономическую обстановку. Существенно снижается прирост ВРП, возникает угроза продовольственной безопасности региона (например, за счет утраты большей части урожая зерновых и овощей), ухудшаются условия проживания населения (например, за счет повреждения объектов инфраструктуры), что ведет к снижению качества жизни, обострению социальной напряженности и как следствие к увеличению оттока (в том числе) трудоспособного народонаселения. При этом даже не столь значительные паводки могут наносить ущерб сельскохозяйственному производству.

  14. Состояние сооружений противопаводковой защиты (порядка 70 % требуют капитального ремонта либо реконструкции) и большинства водохранилищ (прудов) в бассейне р. Амур не удовлетворительное, что усиливает вероятность возникновения ситуаций, свеянных с вредным воздействием вод в ходе прохождения паводков.

  15. Влияние русловых деформаций в бассейне р. Амур имеет несколько основных направлений негативного воздействия - сокращение площадей ценных земель, разрушение береговых строений, ухудшение условий работы водозаборов, повреждение коммуникаций, осложнение условий эксплуатации внутренних водных путей. Все это тормозит развитие региона и ухудшает социально-экономическую обстановку. Кроме того плановые деформации русел пограничных рек способствуют обострению отношений с сопредельными государствами.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что ключевыми проблемами бассейна р. Амур (оказывают значительное негативное влияние на социально-экономическую обстановку и тормозят развитие региона), требующими решения в рамках СКИОВО являются:

Таким образом, задачи, для решения которых требовалось проведение этого этапа работы, в целом решены. Состояние речного бассейна охарактеризовано, и ключевые проблемы выявлены. Результаты будут использованы в ходе дальнейшей разработки СКИОВО.

Отчет содержит пояснительную записку (книга 1 в двух частях) и 5 приложений, включая имитационную модель водохозяйственного баланса бассейна р.Амур.

II этап (подэтап 2) «Альтернативные варианты программ мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем бассейна р. Амур»

  1. Итоги работы, выполненной в рамках 2 этапа (подэтап 2) разработки СКИОВО бассейна р. Амур (российская часть), позволили выявить, что перечень основных мероприятий (направленных на решение ключевых проблем), реализация которых возможна на современном этапе научно-технического развития, может включать в себя:

Системный анализ указанных мероприятий показал, что реально альтернативные варианты могут рассматриваться только для мероприятий, направленных на снижение ущербов от вредного воздействия вод.

Так, строительство сооружений противопаводковой защиты может производиться как из местных материалов (грунтовые дамбы, с креплением откосов и т.п.), так и с использованием габионов Строительство берегоукрепительных сооружений может осуществляться как с применением габионов, так и с применением камня.

Кроме этого альтернативой строительству сооружений с различными типами конструкций может являться либо отселение жителей с территорий подверженных негативным процессам, либо строительство противопаводкового водохранилища.

Полученные результаты послужили основой для подготовки проектов двух вариантов программ мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в бассейне р. Амур. Основная масса мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты с использованием местных материалов (грунта, камня и т.п.) вошла в первый вариант программы. Во второй вариант программы вошло большинство мероприятий являющихся альтернативой указанным выше работам. Необходимо отметить, что их стоимость выше.

  1. Опыт расчетов лимита забора водных ресурсов из водных объектов на основе водохозяйственных балансов показал, что для водохозяйственных участков с большим транзитным стоком, где общие водные ресурсы слагаются из транзитного и местного стока, напряженности баланса не наблюдается. Если иметь в виду, что большая часть поверхностных водозаборов (включая подземные источники, гидравлически связанные с рекой) базируется на местном стоке, то вероятность того, что напряженность баланса будет иметь место, возрастает. Поэтому напрашивается вывод о необходимости расчета водохозяйственных балансов для водных объектов, из которых непосредственно изымаются водные ресурсы. Т.е. практика укрупненных ВХУ себя не оправдывает, когда речь идет о расчетах лимитов забора воды. Оправдывает она себя лишь для учета водных ресурсов водных объектов в целом, которые не являются основой экономических расчетов, например, платы за сверхлимитный забор или сброс сточных вод отдельных водопользователей.

Несогласованность используемых методических документов при разработке проекта СКИОВО по ряду вопросов, в частности по нормативам безвозвратного изъятия водных ресурсов, а также по лимитам и квотам забора воды и сброса сточных вод, лишает разработчиков возможности единообразно подойти к решению проблемных вопросов, связанных с водопользованием. Для совершенствования процесса лимитирования и квотирования, на наш взгляд, необходимо существенно переработать методические рекомендации по расчету лимитов изъятия воды и сбросов сточных вод, а также ПДС и НДВ.

Предлагаемое МПР водохозяйственное районирование бассейна р.Амур к использованию при разработке проекта СКИОВО выдержано в гидрографическом (бассейновом) плане, но не выдержано в административно-территориальном отношении. Ряд водохозяйственных участков находятся одновременно в двух субъектах РФ (не говоря уже о сопредельных странах, с которыми имеются соглашения пока только в части совместного мониторинга экологического состояния, без действенной программы по учету изъятия воды и сбросов сточных вод в трансграничные участки р.Амур), что лишает разработчика определенности при лимитировании и квотировании забора воды и сброса сточных вод. В конечном итоге это противоречит бассейновому принципу комплексного использования и охраны водных ресурсов. Для трансграничных водных объектов, каким является р.Амур, в методических указаниях дается лишь рекомендация учесть эти соглашения. Особенности таких водных объектов требуют разработки специальных рекомендаций.

Неоправданная детализация в рекомендациях по расчетам лимитов и квот (месячный интервал) приводит с одной стороны к неопределенности выводов, с другой - к большим трудностям при контроле соблюдения условий лицензирования со стороны бассейновых управлений.

Анализ результатов работы показывает, что к основным факторам, определяющим величину лимитов и квот сброса сточных вод, является соотношение содержания в водном объекте фактических и нормативных (ПДК, целевых показателей) концентраций 3В, а также сброс 3В за счет естественного речного стока через замыкающий створ, который, в свою очередь, определяется фоновой концентрацией 3В, их выносом с водосбора в результате как естественных процессов, так и антропогенной деятельности.

Полученные в работе величины лимитов и квот могут существенно отличаться от их реальных значений. Это является следствием того, что один из основных определяющих факторов – нормативы допустимых воздействий – определены в работе по приближенной схеме, в которой не учтено распределение сброса 3В по территории участков.

Кроме того, на 8 из 23 водохозяйственных участках, всех административных образованиях расположены трансграничные водные объекты, лимиты и квоты для которых должны определяться на основе международных соглашений.

Отчет представлен одной книгой, включающей текст и три приложения.

Заключение.

Задачи, поставленные в техническом задании, в целом решены: выполнен огромный объем работ по комплексному анализу функционирования ВХК бассейна Амура, разработаны рекомендации по проведению мероприятий, направленных на предупреждение опасных и неблагоприятных воздействий русловых процессов на водохозяйственный комплекс, а также по осуществлению водохозяйственных мероприятий, связанных с регулированием русел в бассейне р.Амур и реках юга Приморского края, подготовлены предложения и практические рекомендации по совершенствованию функционирования ВХК бассейна, обеспечению его устойчивой работы. В ходе выполнения работ получены значительные научные результаты и выводы, представляющие интерес не только для бассейна Амура, но и для водного хозяйства России в целом.


5-kievopecherskij-paterik-drevnerusskaya-literatura-literatura-xviii-veka-istoriya-russkoj-literaturi-v-4-h-tomah.html
5-klass-kulinariya-16-chas-sanitariya-i-gigiena-2-chas.html
5-klass-rabochaya-programma-po-informatike-i-ikt-dlya-uchashihsya-5-11-klassov-3-j-god-obucheniya.html
5-klassifikaciya-planimetricheskih-zadach-s-ispolzovaniem-trigonometrii-sosh-37-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov.html
5-klyuchi-k-testu-uchebno-metodicheskij-kompleks-dpp-f-03-staroslavyanskij-yazik-specialnost-050301-russkij-yazik.html
5-komissionnie-dohodi-i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-kreditnoj-organizacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/knigata-i-knizhniyat-pazar-v-digitalnata-epoha.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrol-uchebnie-posobiya-po-msfo-million-skachannih-kopij.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-seti-evm.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-b-krasin-pisma-zhene-i-detyam-stranica-7.html
  • writing.bystrickaya.ru/makdonalidizaciya-v-rossii-teoriya-i-praktika.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-effektivnost-vneshnih-investicij-ekon-effektivnostvn-vneshn-investichii-v-progrechii-azerbaydjanskoy-ekonomiki-v-obraze-grajdanskoy-aviachii-chast-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/perspektivi-dlya-rossijskih-chernobilskih-detej-sozdanie-uchebnogo-centra-i-seti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/the-economics-of-music-dokladi-zaslushannie-na-plenarnom-zasedanii.html
  • studies.bystrickaya.ru/finansovaya-sistema-sostavlyayushie-i-znacheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-uchebnih-zanyatij-zachetov-i-ekzamenov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kusainova-m-a-lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-v-shkole-metodologiya-koncepciya-sistema-monografiya-stranica-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-mikroprocessornie-sistemi-po-specialnosti-23010065-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspredelenie-chasov-po-temam-kursa-i-vidam-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-gosudarstva.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pisha-dlya-uma.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostav-sekcii-geografii-federalnogo-ekspertnogo-sostav-sekcii-doshkolnogo-obrazovaniya-federalnogo-ekspertnogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/734-kontrolnie-uprazhneniya-testi-dlya-opredeleniya-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta.html
  • institute.bystrickaya.ru/frazeosemanticheskoe-pole-s-komponentom-somatizm-v-anglijskom-i-russkom-yazikah-sopostavitelnij-analiz.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-vvedenie-v-specialnost-dlya-podgotovki-bakalavrov-fgos-vpo-3-go-pokoleniya-napravlenie-110500-62-sadovodstvo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-zhivotnovodcheskih-kompanij-rinok-molochnoj-produkcii-rf-poluchatel.html
  • shkola.bystrickaya.ru/myod-sahar-zameniteli-sahara.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-di-sciplini-obektno-orientirovannij-analiz-i-programmirovanie-doklad-e-i-zabudskogo-obektno-orientirovannij-analiz-i-programmirovanie.html
  • letter.bystrickaya.ru/nazvanie-visshego-uchebnogo-zavedeniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-menedzhment-dlya-specialnosti-080503-antikrizisnoe-upravlenie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-6--organizaciya-individualnogo-konsultirovaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-dpp-03.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konvertiruemost-plan-seminara-mezhdunarodnoe-razdelenie-faktorov-proizvodstva-mirovoj-rinok-i-mezhdunarodnoe-dvizhenie-tovarov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-teoriya-gosudarstva-i-prava-visshee-professionalnoe-obrazovanie-specialnost-030501-65-yurisprudenciya-moskva-2011.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-1-stranica-11.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-1-predmet-soglasheniya-normativno-metodologicheskoe-obespechenie-pilotnogo-proekta-po-organizacii-deyatelnosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennie-stroitelnie-normi-ukraini-proektirovanie-dbn-a-2-1-2003.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-4-svedeniya-po-kladbisham-v-rf-po-regionam-za-2004-g-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-sovremennie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-f-16-upravlenie-kachestvom.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kriterii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/inostrannij-yazik-uchebnij-plan-3-inostrannij-yazik-4-otechestvennaya-istoriya-18.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-povisit-pribil-predpriyatiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/4-fild-i-ego-znachenie-konspekt-i-voprosi-k-zachyotu-sostavitel.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.