.RU

Арттерапия в работе с детьми - часть 4

В следующей главе мы разберем, как можно избавиться то страхов с помощью изотерапии. В пример, я хочу привести технику А.И. Захарова.

Глава № 2

Устранение страхов с помощью изотерапии

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. [2; ст. 129]

Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себя положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову , защищает близких, побеждает врагов и т.д. здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает в воображении. Обычно его так настраивают родители, и не следует ожидать, что их отпрыск без колебаний выполнит задание. Из специально проведенного анализа следует, что если оба родителя имеют тревожно-мнительный характер, то эффект от рисования страхов у детей снижается вдвое; если только один родитель с таким характером, то эффект хуже в 1,5 раза.

Отрицательно влияют на результаты рисования страхов неврозы и заболевания внутренних органов на нервной почве у родителей. Причина – отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии, тревожно-мнительная фиксация на болезненном состоянии. В подобной атмосфере дети меньше рисуют и играют, н6а рисунках заметно преобладание черного и серого цвета.

Чем менее строги и ограничительны родители в воспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще. В последнем случае необходимо не только изменить отношение взрослых, но и стремиться всячески, поощрять рисование детей, поддерживать и хвалить при этом, даже за сам факт рисования.

Если семья неполная по разным причинам, тогда эффект от рисования страхов менее выражен из-за отсутствия отца, исторически защищавшего семью от внешней опасности. В полной семье эффект от рисования может быть подорван конфликтами между родителями, особенно если они не склонны признавать сам факт их существования. Наличие постоянных и непредсказуемых угроз семейному благополучию или, другими словами, отсутствие чувства безопасности и уверенности в прочности семейных отношений повышает, как мы знаем, количество страхов у детей. К тому же страхи оживают вновь, поскольку не меняется отрицательная эмоциональная атмосфера в семье. Поэтому, какие бы усилия ни прилагали конфликтные между собой родители к устранению страхов у детей через рисование, результат всегда один и тот же: в 4-5 раз хуже, чем в дружных семьях.

В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, избиение, пожар и т.д., было недавно. По этическим соображениям нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Фломастерами охотнее пользуются младшие школьники. Подростки 12-13 лет предпочитают карандаши, что дает возможность детализировать изображение и стирать то, что не нравится. Хотя большинство детей все предпочитают набор фломастеров, им должна быть предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.

Теперь хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний и доброжелательно настроены человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.

Роль психолога должна быть понятна ребенку, а время беседы для выявления страхов согласованно заранее. Для нее нужны не менее 20-30 минут и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Если дети не достигли подросткового возраста, целесообразно предложить в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно. Реквизит для игры самый разнообразный: домик из больших кубиков, в нем кровать, столик, шкаф; теремок, в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес, оставленная Бабой-Ягой метла; барабан, танк, пушка, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей; предметы медицинского обихода и т.д. отношение к ним позволит обнаружить те страхи, которые будут забыты или скрыты при беседе. Скованность и неестественность поведения, напряженность говорят, как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов.

После установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявить страхи. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, присев на корточки, если это маленький ребенок. Избежать усталости и пресыщения вопросами помогают очередная смена предметной игры и непосредственное участие в ней. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха. Все выявленные страхи сообщаются родителям при отдельной беседе, с тем, чтобы они могли организовать рисование страхов дома. Поясняется, как можно отобразить отдельные страхи, если ребенок спросит об этом.

После диагностики страхов следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли. Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.

В конце игры нужно обязательно отметить успехи детей, похвалить, пожать руку и преложить нарисовать страхи дома, сказав: "Нарисуй то, чего ты боишься, каждый страх на отдельном листе". У дошкольников список страхов находится у родителей, школьники записывают их под диктовку. Во всех случаях не говорится о необходимости рисовать себя, достаточно на первый раз, чтобы ребенок изобразил сам объект страха. Отводится на задание обычно две недели, и ребенок опять со всеми домочадцами приходит на игровое занятие, на которое он заодно приносит свои рисунки. Тем самым устраняется лишняя фиксация на страхах и на самой работе по их преодолению. Все идет как бы параллельно, вместе с доставляющей удовольствие игрой. Тогда исключается только вербальное воздействие, голый рационализм, бескомпромиссный принцип нарисовать страхи, во что бы то ни стало. К тому же взрослым дополнительно сообщается о необходимости как можно больше играть с детьми в подвижные, эмоционально насыщенные игры. Не нужно требовать от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях подсказать детям свои варианты.

Когда дается задание, то не говориться, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Особенно нужно быть осторожным при навязчивых страхах, возникающих на фоне заостренного чувства долга, когда любые неудачи переживаются крайне болезненно и ведут к ухудшению общего состояния. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное – нарисовать их все без исключения фломастерами, красками или цветными карандашами, каждый страх на отдельном листе. Рисовать лучше совершенно самостоятельно, без помощи взрослых.


425-modelirovanie-generatora-na-tunnelnom-diode-uchebnoe-posobie-pod-obshej-redakciej-prof-v-p-dyakonova.html
425-sotrudnichestvo-s-zheleznoj-dorogoj-kurs-menedzhment-v-turizme-tema.html
426-kafedra-himii-programma-strategicheskogo-razvitiya-farmacevticheskogo-fakulteta-dalnevostochnogo-gosudarstvennogo.html
426006-g-izhevsk-ul-klubnaya-d-50a-tel-3412-71-59-66-71-17-79.html
427-pri-ekspluatacii-pileprigotovitelnih-ustanovok-dolzhen-bit-organizovan-kontrol-za-sleduyushimi-processami-pokazatelyami-i-oborudovaniem.html
428-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-ulan-ude-na-2008-2010.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-professionalnoj-perepodgotovki-specialistov-800-chasov-v-ramkah-specialnosti-marketing-080111.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-bakalavriata-izuchayushih-disciplinu-ekonomika.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-administrativnie-proceduri-administrativnij-reglament-ministerstva-zdravoohraneniya-respubliki-tatarstan-po.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/primenenie-fiziki-v-kriminalisticheskih-issledovaniyah-chast-6.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zolotoj-kostil-elvin-toffler.html
  • abstract.bystrickaya.ru/231-fajlovaya-sistema-2-osnovi-raboti-s-operacionnoj-sistemoj-microsoft-windows-2000.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chvash-respubliki-shupashkar-hula-administracij-jishnu.html
  • klass.bystrickaya.ru/auditor-naimenovanie-i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-kreditnoj-organizacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-foruma-mat-i-ditya.html
  • learn.bystrickaya.ru/evropejskij-sud-po-pravam-cheloveka-bolshaya-palata-delo-kononov-kononov-protiv-latvii-stranica-11.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-pofessionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-080100-ekonomika.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-provoditsya-po-shesti-nominaciyam.html
  • knigi.bystrickaya.ru/splajni-krivie-beze-lekciya-1.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonodatelnim-sobraniem-2011-goda.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informaciya-o-vipolnenii-soglashenij-mezhdu-pravitelstvom-respubliki-buryatiya-i-administraciyami-municipalnih-obrazovanij-o-socialno-ekonomicheskom-sotrudnichestve-v-2004-godu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-besed-po-znakomstvu-s-professiyami-metodicheskie-razrabotki-zanyali-2-mesto-v-gorodskom-konkurse.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-po-viboru-3-kafedralnij-uroven-kurs-po-viboru-universitetskij-uroven-1-ssnpksp-5308-sostoyanie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-cikla-evrejskie-avtori-i-geroi-v-russkoj-literature.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshie-usloviya-ispolzovaniya-mezhdunarodnih-bankovskih-kart-zao-respublikanskij-bank.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-terminologicheskaya-problema-plan-raboti-56-60-prilozheniya-62-i-sntrubeckoj-obraz-sushej-i-vseedinoj-istini.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-sostavlena-na-osnovanii-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-po-specialnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-n-kapitonova-2009-god-stranica-23.html
  • school.bystrickaya.ru/dekorativnoe-ozelenenie-interera-chast-10.html
  • literature.bystrickaya.ru/e-g-ejdemiller-i-v-dobryakov-i-m-nikolskaya-stranica-32.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/udk-311-33075-8-statisticheskaya-ocenka-makroekonomicheskih-raschetov-volkova-nadezhda-v-ladislavovna.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akt-ispitaniya-na-germetichnost-besshahtnogo-proektirovaniyu-i-stroitelstvu-podzemnie-hranilisha-gaza-nefti-i-produktov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urovni-fibonachchi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/shalamov-varlam-tihonovich-1907-82.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-kongressa-evreev-evropi-ukazanie-putina-po-holokostu-ne-vipolnyaetsya-perechen-vseh-statej-po-forumu-v-krakove-na-russkom-yazike.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vichislitelnaya-tehnika-bbk-3297-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2005-goda.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-pedagogiki-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-uchebno-vospitatelnij-kollektiv-kak-forma-funkcionirovaniya-celostnogo-pedagogicheskogo-processa.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-po-izucheniyu-disciplini-municipalnoe-pravo-rossii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sovremennaya-gogolyu-chinovnichya-rossiya-po-poeme-mertvie-dushi.html
  • grade.bystrickaya.ru/monitoring-sredstv-massovoj-informacii-4-avgusta-2011-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.